Новости

    Кадр из фильма "Записки экспедитора Тайной канцелярии"

    Старинный детектив, или Экспедитор, вперед!

    В последнее время по-настоящему захватывающих и качественных историй плаща и шпаги а-ля "Д’Артаньян и три мушкетера" на наших голубых экранах днем с огнем не сыщешь. Таких, чтоб в центре романтический герой при верном коне и мече фамильном, чтоб "где подлость – там схватка, два слова и перчатка", ну и так далее. И как-то скучно, невыносимо скучно жить на белом свете без дуэлянтов, забияк, неистовых гасконцев и благородных гардемаринов – не играет в жилах кровь, не выпрыгивает сердце из груди, не тянет на подвиги... Тоска.

    Должно быть, примерно так рассуждал режиссер Олег Рясков ("Слуга государев", "Александровский сад"), замышляя новую авантюрную историю под названием "Записки экспедитора Тайной канцелярии" и придумывая своего героя – русского дворянина Ивана Самойлова (Илья Соколовский), человека слова, дела, чести, волею случая ставшего экспедитором (читай - следователем) Тайной канцелярии. Его, как щепку, завертело в водовороте придворных интриг и вынесло в бурное море расследований – одно интересней другого. Пираты, масоны, интриганы, клеветники, шпионы – с кем только не придется столкнуться Ивану по роду деятельности. А тут еще и романтическая история подоспеет, да какая… Скучать не придется ни ему, ни нам.

    Создатели фильма обещают ни много ни мало – новых "Гардемаринов" с детективным уклоном. Не вялую и бессмысленную копию, но близкую по духу (да здравствует свежий морской ветер, жажда справедливости и юношеский пыл!) приключенческую ленту с закрученной любовной линией, дворцовыми интригами, морскими баталиями и при этом сдобренную изрядной порцией юмора.

    Время действия. XVIII век, период после смерти Петра I. Формально правит Екатерина, но подлинная власть сосредоточена в руках Светлейшего князя Меньшикова. Его влияние на императрицу пытаются нейтрализовать другие фавориты и претенденты на царский престол. Да, нам таки покажут тайны дворцовых переворотов, но... лишь как фон. 

    Сюжет. По словам режиссера, его детище - чисто развлекательная история. В хорошем смысле этого слова. Итак, к князю Меньшикову приезжает посланец ордена масонов с планом женить наследника престола на дочери серого кардинала. В это же время князя посещает молодой офицер Самойлов. Он получает задание, которое, проявив смекалку и отвагу, с блеском выполняет. После этого глава Тайной канцелярии Ушаков обращает внимание на находчивого офицера и благодаря ловкой интриге вынуждает его поступить на службу в свое ведомствоТеперь Ивана ждут головокружительные приключения - охота за серийным убийцей, расследование смерти пожилого дворянина в доме терпимости, попытка разобраться в кознях прародителя зла и др. Причем в основе этих дел лежат в том числе и факты, взятые из следственных материалов того времени.

    Олег Рясков: "Из этих историй складывается судьба нашего героя. В целом это рассказ о судьбе юноши, который, попав в переплет, не плывет по течению, а остается человеком чести. Да, он исполняет свой долг, но не готов, как простой служака, в любой момент пойти против совести".

    Главный герой. Увы, на самом деле благородного гвардейского офицера Самойлова не существовало. Но он вполне мог бы быть таким, каким его рисуют создатели фильма. Любопытна история появления героя при дворе: Иван приходит к Меньшикову, выполняя волю отца - как некогда Д’Артаньян к Де Тревилю. Эта аналогия не случайна, и режиссер ее совсем не стесняется: "Этот ход показался нам забавным, мы использовали его, но не дали ему такого же развития, как у Дюма. Зато этот прием помог нам погрузить героя в нестандартные ситуации и посмотреть, как он будет выкручиваться".

    Жанр и композиция. Сериал разбит на расследования. Первые две серии – вводные, это знакомство с героями, с ситуацией при дворе. Дальше каждая серия – отдельная детективная история со своей жанровой спецификой. Утонченный английский детектив в одной серии сменяется динамичным авантюрно-приключенческим в другой, романтической мелодрамой – в третьей, мистикой - в четвертой. Правда, мистической история окажется только на первый взгляд.

    Олег Рясков (режиссер): "Мы не переходим грань реальности, у нас нет, скажем, вампиров и вурдалаков. Но люди в то время были суеверны и старались находить мистическое объяснение достаточно простым вещам. И многие этим пользовались, прикрывая свои преступления".

    География. Съемки фильма идут на суше и на море. Ну, не то что бы на море – на воде.

    Суша. Работа кипит не только в стенах старого города на "Мосфильме" и московских павильонах, но и в подмосковных усадьбах - Подьячево, Архангельское, Кусково, Братцево, Алсуфьево и других.

    Море. Есть в фильме и типично пиратская история. В восьмой серии Иван попадает в совершенно новые для него обстоятельства - он оказывается на корабле, на который впоследствии нападают пираты. В самый ответственный момент капитан флибустьеров умирает, и бразды правления переходят к его дочери. Но и на этом неожиданности не заканчиваются. Судно подвергается обстрелу военного фрегата и... идет ко дну. Спасаются трое: пиратка, наш герой и один из тех людей, за которыми он следил…

    Все морские сцены снимали под Питером, в Кронштадте и окрестностях – на уникальных, потрясающе красивых парусных судах: бригантине "Триумф" и величественном фрегате "Штандарт". Последний - полная копия судна XVIII века, на котором в свое время плавал Петр I. В фильме корабль совершает настоящий пушечный залп! Кроме того, в съемках принимала участие шхуна "Испаньола".

    Продолжение следует. Финал истории открытый и предполагает продолжение. Если фильм понравится зрителям, Ивана Самойлова ждут новые захватывающие приключения на морях и в дальних странах. Нам осталось только дождаться премьеры сериала на канале "Россия" и решить его судьбу!

    Людмила Хлобыстова, RUTV.ru

    Фотоматериалы предоставлены режиссером проекта.