Новости

Штирлицем не рождаются

Штандартенфюрер Отто фон Штирлиц не нуждается в представлении, однако мало кто знает, каким он был до того, как попал в нацистскую Германию и стал работать на "нашу победу", о том, как прошла его молодость, в каких обстоятельствах ковался этот железный характер и закалялась стальная воля. Об этом взялся рассказать режиссер Сергей Урсуляк, снявший для канала "Россия" многосерийный фильм "Исаев" по мотивам романов Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен" и рассказа "Нежность". Причем "по мотивам" - это вовсе не значит, что от первоисточника почти ничего не осталось. По словам режиссера, фильм близок к авторскому тексту процентов на 70. В отвергнутые 30 процентов попали персонажи вроде Ленина и Дзержинского и идеологическая подоплека: решить, кто в этой истории благородный разведчик, а кто - подлый шпион, будет не так-то просто - все акценты ушли "под нож".

Конечно же, каждый нормальный человек, миллионы раз смотревший культовую телеэпопею Татьяны Лиозновой, в первую очередь задастся естественными вопросами: достоин ли новый фильм своего великого предшественника и похож ли Исаев-Страхов на Штирлица-Тихонова. А вдруг режиссер, выбрав неподходящую интонацию и "неправильного" актера, надругался над самым святым? Как бы ни просили создатели фильма не сравнивать их детище с "Семнадцатью мгновениями весны", сравнивать все равно будут! И если на первый вопрос каждый зритель будет отвечать для себя сам, то со вторым все более-менее ясно уже сейчас. Во всяком случае, режиссер признался, что перед ним не стояла задача сломать стереотип восприятия.

 

 

 

"Образ Исаева в сознании любого человека связана с Вячеславом Тихоновым, - рассказал Сергей Урсуляк на пресс-конференции. - Пришлось сразу сузить круг актеров, которых я рассматривал на роль Исаева, и в нем остался практически один Даня (Даниил Страхов - прим.ред.). Конечно, я понимал, что какая-то родственность у них должна быть. Похожая психофизика, склад, но не более того. Грубо говоря, я не мог взять курносого блондина – это уже немножко другой персонаж".

Итак, мы видим Максима Максимовича Исаева в исполнении Даниила Страхова, ради проекта на целый год отказавшегося от других ролей и полностью на это время растворившегося в своем персонаже. Он трогательно молод, он сдержан и немногословен, он, как и Штирлиц, умеет держать паузу и так же строит фразы, он обаятелен и ироничен, он одет как лондонский денди или, как говорит один из героев, "как модница, выезжающая на курорт". Это внешняя сторона. А вот его характер почти не раскрывается. На фоне других персонажей он сначала кажется даже немного схематичным, "непропеченным" - "вялым", как шутят создатели ленты. Но не будем спешить с выводами и обвинять режиссера в недосмотре – он идет за автором. Ведь "Бриллианты для диктатуры пролетариата" – это первый роман, где появляется Исаев, а там "Семенов только нащупывал и стилистику, и героев". "В "Бриллиантах" Исаев идет за событиями. А вот в "Пароле" он уже действительно главный герой".

Казалось бы, почему не подправить "сырую" манеру писателя, еще не подобравшего верную ноту? В кино "по мотивам" сделать это можно с полным правом. Но ведь тогда мы не увидим, как рождалась наша великая национальная легенда по имени Максим Максимович Исаев. Зачем же лишать себя удовольствия понаблюдать за его первыми робкими шагами? Мы узнаем, что означает псевдоним Всеволода Владимирова (а именно так на самом деле зовут главного героя) – в кадре он попытается объяснить происхождение фамилии Исаев. Услышим, как набирает силу его голос, увидим становление его характера и попытки нащупать почву под ногами.

А вот ответ на вопрос – пожалуй, не только любопытный, но и самый важный, - почему интеллигент Исаев, сын профессора, работник пресс-группы Колчака, стал чекистом, так с экрана и не прозвучит. Хотя самих "проклятых вопросов" будет хоть отбавляй:

- Максим Максимович за кого: за белых или за красных?
- Максим Максимович разбирается.
- А Всеволод Владимиров?
- ...

"Мы старались обойти эту тему, - говорит Сергей Урсуляк. - Боялись запутаться. Вопрос такой задаем, но не отвечаем на него <…> В первые годы революции многие классово ей чуждые люди приняли ее и пошли ей служить. Дальше мы решили не копать".

"Максим Максимович в первую очередь служит Родине, а уж какая она…" - подхватывает Даниил Страхов.

Как же именно Исаев служит родине? В 20-е годы, будучи сотрудником иностранного отдела ВЧК, он выполняет свои первые задания. Сначала едет в Ревель (Таллинн), чтобы пресечь контрабанду ценностей, похищенных из Гохрана, а затем отправляется во Владивосток для сбора информации о действиях белых, после чего уезжает за границу для наблюдения за контрреволюционной эмиграцией.

Противники Исаева, кстати, вызывают ничуть не меньшую симпатию, чем он сам – это просто люди, оказавшиеся по ту сторону баррикад. Взять хотя бы графа Воронцова в исполнении Михаила Пореченкова – о нем если говорят, то исключительно как о настоящем аристократе и человеке чести. У него богатая экранная биография, у него масса достоинств и не меньше милых слабостей.  

Помимо Страхова и Пореченкова зрители увидят в ленте немало других знакомых лиц. Почти весь актерский состав из предыдущей работы Урсуляка - сериала "Ликвидация" - перешел и в этот его проект. Это Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Константин Лавроненко, Ксения Раппопорт и многие другие. А вот звезду "Ликвидации" Владимира Машкова мы не увидим: хотя его и приглашали на одну из ролей, обстоятельства сложились так, что актер был вынужден отказаться.

Если "Ликвидация" целиком была снята в черно-белых тонах, то "Исаева" наполовину "раскрасили". Все российские сцены – серые, все заграничные – яркие, цветные. Возникающий контраст говорит не только о том, что советской власти в самый раз серые тона. Сам режиссер объяснил свой выбор так:

"В черно-белом кино правды гораздо больше, чем в цветном. Когда допридумываешь цвета, они кажутся более правдивыми. Если нам по ошибке печатали материал в цвете, это просто нельзя было смотреть - сразу лезла неправда всего. А вот, например, в Таллинне это возможно. Это очень гармоничный город".

Одна из самых больших удач фильма – звучащая в нем музыка Микаэла Таривердиева. Нет, там нет ни ноты из "Семнадцати мгновений весны" – но все же рука мастера узнается, и это самое главное. Лишь в титрах звучит музыка петербургского композитора Юрия Красавина, в остальном за настроение отвечает Таривердиев.

Кроме того, в фильме немало любопытных находок (например, кадры псевдохроники, из которой "выходят" герои фильма), по-настоящему смешных комических моментов, щемящих сердце цитат (вроде ежика, которого из спичек выкладывает Исаев), интересных лиц, костюмов, автомобилей… Все эти детали слаженно работают на создание неповторимой ретро-атмосферы и легендарного образа главного разведчика Советского Союза. Оценить усилия Сергея Урсуляка и его команды вы можете сами, посмотрев сериал на телеканале "Россия". 

Людмила Хлобыстова, RUTV.ru