Новости

"Земского доктора" вызывали?

Люди в масках, одноразовых халатах и шапочках склонились над операционным столом. Их лица сосредоточенны и суровы, движения рук осторожны и неторопливы. Ничто не нарушает тишины. Внезапно один из медиков вздрагивает - что-то пошло не так. "Перфорация тонкой стенки, твою мать!" - кричит второй. Все приходит в движение, суетятся и бегают сестры, и лишь женщина-хирург с воспаленными красными глазами молча смотрит в одну точку – как будто увидела привидение…
Трудно поверить, но это – всего лишь имитация настоящей операции. Съемки сериала "Земский доктор", премьера которого в новом телесезоне состоится на канале "Россия", идут в Институте Склифосовского, в настоящей операционной, с использованием настоящего современного оборудования, с соблюдением всех нюансов и тонкостей процесса – разве что катетер "больному" не вводили, оно и понятно. А так все как в жизни. Врачи больницы, консультирующие съемочную группу, подтверждают: на 99% обстановка и сам ход сложнейшей операции приближены к реальности, никаких ляпов и неточностей в этом плане просто быть не может.
Режиссер Мирослав Малич, большой любитель врачебных историй, уважительно относится к мнению специалистов, к деталям - иначе и браться не стоит за такую тему, вмиг засмеют. Но сам в медицине мало что понимает - достаточно прислушаться к его репликам, когда он командует технической стороной "парада": "Опускается кастрюля, стол поехал, кастрюля опустилась на лицо, поднялась". Речь, как вы понимаете, идет не о приготовлении пищи, а о медицинской "кухне" и новинках врачебной техники в действии. А вот в том, что касается актерской игры, режиссер – большой дока. Недаром он пригласил в свой проект массу талантливых артистов.
Ольга Будина, играющая главную героиню фильма Ольгу Самойлову, гениального врача-ангиохирурга, уже в пятый раз в своей карьере облачилась в медицинский халат. В пятый съемочный день снимают сразу три операции, проведенные ее героиней – две удачные и одну провальную, после которой рушится ее карьера. Несмотря на, казалось бы, солидный "медицинский" стаж в кино, актриса до сих пор почти ничего не знает о врачах и относится к ним как к "неопознанными летающим объектам". Поэтому даже простейшие, привычные каждому доктору действия вроде снимания-надевания медицинских перчаток даются ей с трудом и требуют получасовой репетиции, прежде чем в кадре получается красивое, быстрое, отточенное движение.
Впрочем, профессиональные нюансы хоть и важны, но все же далеко не самое главное в этой истории. Главное – судьба героини, которая сначала переживает трагическую гибель мужа, а потом, на пике своей блестящей карьеры, переезжает в уездный город, устраивается в провинциальную больницу и становится простым врачом скорой помощи и семейным терапевтом. Это – сквозной сюжет, на который, как бусины, нанизываются истории пациентов. Ольга окунается в их жизни, ищет психологические и медицинские причины заболеваний, и порой эти поиски носят поистине детективный характер. Так, например, ей удается установить, что диагноз одной из ее пациенток, которую долго и упорно лечили от рака, попросту… перепутали. Несчастной выдали карту ее однофамилицы, чем едва не довели здоровую женщину до самоубийства. И таких историй, одна интереснее другой, будет пятнадцать.
Погрузившись с головой в работу, помогая людям, Ольга постепенно разбирается и с собственными внутренними противоречиями, а главное, находит любовь, к которой, правда, не сразу шагнет навстречу. И ничего удивительного – сложно кому-то довериться, побывав замужем за практически идеальным мужчиной, роль которого исполняет Дмитрий Певцов. Красавец, профессионал, надежная опора, отличный отец - это все он. Правда, кровожадные сценаристы убивают его уже в первой серии, так что работы у Дмитрия в этом проекте не так много. За один день Певцова успевают снять и в покореженном автомобиле, и на больничной каталке, и в виде "призрака", являющегося безутешной вдове.
Эпизод с каталкой снимают на наших глазах. Сперва Дмитрию наносят грим "мертвеца", и на самом деле это не так страшно, как звучит – всего лишь немного тона и пудры, придающих герою интересную бледность, да пара капель крови на губах. Затем актера кладут на каталку, прямо к которой прикрепили камеру, снимающую пострадавшего крупным планом, и опутывают бинтами и трубками. И, наконец, последний – по счету, но не по значимости -  пункт программы, предшествующей съемкам, – консультация специалиста.
Заведующий приемным отделением Института Склифосовского хирург Сергей Васильевич Столяров поясняет актерам, как они должны себя вести, чтобы их действия выглядели максимально достоверно. Оказывается, когда больной поступает в агональном состоянии, то есть практически в состоянии клинической смерти, ему делают искусственную вентиляцию легких и массаж сердца, и задача артистов, играющих врачей, сымитировать действия профессионалов один в один – так, чтобы им поверили. Но режиссер все же допускает некоторые вольности. Например, головной конец каталки вопреки правилам оставляют поднятым – так лицо актера будет лучше видно в кадре. "Профессионалы сразу это заметят, - вздыхает консультант. – Да и пострадавший выглядит слишком аккуратно, прическа - волосок к волоску…Впрочем, мое дело – предложить, ваше – решить".
И режиссер решает, чем можно поступиться, а чем – нет, что важно, а что – не очень. Ему еще не раз предстоит делать подобный выбор во время съемок. Впереди – несколько месяцев работы в Угличе, где к группе присоединятся Александр Лазарев-младший - он сыграет бравого полковника, офицера в лучшем смысле этого слова, в которого просто нельзя не влюбиться, и Ирина Купченко, которой досталась роль матери главной героини. Пожелаем съемочной группе творческих успехов, а себе – ярких впечатлений от нового интересного и качественного кино!
Людмила Хлобыстова, RUTV.ru