Новости

Что скажет зритель?

Любой кинопродукт - если он создан с расчетом на кассовый успех - нуждается в независимой оценке. На мнение друзей, коллег, а уж тем более людей, принимавших участие в создании этого продукта, рассчитывать не приходится - оно в любом случае будет субъективным. Тут нужны люди "со стороны". Голливудские продюсеры давно уже это поняли и прежде, чем выпустить картину в прокат, показывают ее обычным зрителям на специальных тест-просмотрах.
 
Дэнни Бойл (режиссер): "Приглашают человек 300, им дают специальную анкету, в которую нужно записывать свои ощущения прямо во время просмотра. Не надо ничего обсуждать, просто пишешь: то-то мне нравится, то-то - не нравится, чувствуешь то-то и то-то и так далее. И еще есть ряд технических вопросов: длинный фильм или короткий, быстрый или медленный, и прочее. Студия потом анализирует ответы и старается сделать ленту более привлекательной.
 
Например, тестовый показ второй части фильма "Убить Билла" закончился пятиминутной овацией, и продюсер Харви Вайнштайн даже не стал обременять себя тщательным анализом заполненных первыми зрителями анкет. Но это случай единичный, если не исключительный, потому что чаще всего подобные показы влекут за собой более или менее значительные изменения в фильме. Даже Фрэнсису Форду Копполе пришлось после общения со зрителями перемонтировать второго "Крестного отца". Пострадал после такого показа и бессоновский "Леон": в нем был эпизод, в котором Матильда просила главного героя стать ее первым любовником. Сцена эта у американской аудитории вызвала нервные смешки, и ее удалили.
 
Люк Бессон (режиссер): "Когда я снимал такие фильмы, как "Леон" и "Никита", это было много лет назад, общество было совсем закостенелым, и мне хотелось его как-то встряхнуть. Но в Америке этого не поняли".
 
Предварительные показы помогают руководителям студий проверить собственное мнение о картине. Например, эпизод с резиновой перчаткой в фильме "Бойцовский клуб" привел в ужас студийных боссов. Однако на тестовом просмотре эта сцена вызвала бурную положительную реакцию, что спасло ее от удаления. Руководство компании "ХХ век Фокс" считало, что "Звездные войны" ожидает полный провал. Но первые показы прошли настолько успешно, что студия передумала продавать на них права и в итоге именно благодаря этому проекту избежала банкротства.
 
Джордж Лукас (режиссер): "Были в оригинальном фильме такие моменты, которыми даже я не был доволен. На самом деле спецэффекты там были недоработанные, я хотел включить какие-то эпизоды, но не мог, из-за технического несовершенства, недостатка времени и денег. И все же фильм был создан для большого экрана, и я хотел, чтобы зритель получил настоящее удовольствие".
 
Нередко результаты тестового показа определяют дальнейшую прокатную судьбу картины. Фильм ужасов под названием "Пила" изначально ожидал релиз исключительно на видео, однако, тест-просмотр оказался настолько удачным, что картину решили выпустить на большие экраны. Есть и прямо противоположные случаи: ленту "Эдисон" первые зрители приняли равнодушно, и продюсеры отказались от театрального проката. А вот Терри Гиллиам после неудачного тест-показа ничего не стал менять в своих "12-ти обезьянах", и фильму это ничуть не повредило: кассовые сборы картины в пять раз превысили затраты на ее производство.
 
Терри Гиллиам (режиссер): "Интрига заключалась в том, смогут или не смогут понять этот фильм. Я не знаю, может быть, причина создания фильма в том, чтобы показать его миру и посмотреть, как он отреагирует. Это как запрещенная газета. Мы выпускаем ее, чтобы проверить, будут ее читать или нет".
 
На предварительном показе ленты "Кто подставил кролика Роджера" ни один зритель не досидел до финала. Но Роберт Земекис от этого не усомнился в достоинствах своего фильма, собравшего в итоге внушительную кассу. В общем, какой бы идеальной ни казалась система предварительных показов, она тоже иногда дает сбои. И тут автор всегда волен выбирать: рассчитывать ему на независимое мнение посетителей тестовых сеансов или полностью полагаться на собственную интуицию.
 
По материалам программы "Синемания"