Новости

У Бондарчука теперь есть свой остров

Российское кинематографическое сообщество всегда относилось к Голливуду с некоторой долей брезгливости. Что вполне понятно. Если дотянуть до того уровня кинопроизводства не удается, его проще недолюбливать и утверждать, что у нашего кино – особый и неповторимый путь. Но если уж новое российское кино берется за освоение жанра научной фантастики, то тут хочешь не хочешь, а на Голливуд оглядываться придется. Создатели "Обитаемого острова" так и поступали – и ничуть этого не стыдились.

Александр Роднянский, продюсер: "Тут лукавить нечего. Мы, безусловно, смотрели и любим "Бегущий по лезвию бритвы". А как его не любить? Классика жанра. Мы с огромной симпатией относимся к "Пятому элементу". Для Федора Бондарчука важны "Гаттака" или "Эквилибриум", он любит пластику и стилистику этих фильмов… После того как аудитория посмотрела кто "Матрицу", кто "Властелина колец", кто "Гарри Поттера", трудно делать вид, что в кинематографе вы пришли первыми и первыми делаете нечто в жанре, имеющем отношение к фантастике… Но в фильме есть то, что называется в кинематографе "оммажи" – приветы предшественникам".

Авторы "Обитаемого острова" с самого начала подошли к воплощению своих замыслов по-голливудски серьезно. Одного только сценария было написано 28 вариантов. Когда же дело дошло до съемок, известные российские актеры почитали за честь принять в них участие.

Андрей Мерзиликин, актер: "Обитаемый остров"… та песочница, в которую я попал – я все-таки был в первую очередь рад, что меня позвали… Знаете, как в детском саду: "Я с тобой не играю, а с тобой я играю!" И вот это - песочница, и я рад, что я попал в эту компанию людей, меня позвали, и мне было очень здорово с ними существовать, играть, строить эти куличики, эти замечательные замки, этот фильм строить".

Современная фантастика не терпит "фанеры" – приблизительного отношения к себе. Это создатели "Обитаемого острова" тоже понимали. И строили реальные улицы и реальные города, и практически полностью воссоздали придуманный некогда братьями Стругацкими несуществующий мир.

Сергей Гармаш, актер: "Скажем, под Севастополем в Инкермане мы снимали в стратегических объектах, к которым на расстояние трех километров приблизиться нельзя было, и это очень сильно впечатляет. Потом у нас были построены очень большие декорации в Севастополе, в Судаке - очень масштабные, очень дорогостоящие и очень впечатляющие".

63 декорации, включая 2 полноценных города. 4 тысячи костюмов, 500 пар обуви, целый парк футуристической техники... Размах у "Обитаемого острова", безусловно, голливудский. Кстати, без помощи "оттуда" создатели фильма тоже не обошлись, когда обнаружили, что в отечественном кинопроизводстве не существует такого явления, как аниматроника.

Федор Бондарчук, режиссер, актер: "Из Америки нам пришло 500 килограммов груза – животных, управляемых джойстиками. Потом когда уехали супервайзеры-американцы, наши супервайзеры по компьютерным эффектам осваивали эти джойстики, рук не хватало. Значит, я отвечал за моргание глаз, кто-то отвечал за дыхание, кто-то отвечал за горло, кто-то отвечал за ноздри, и вот так мы снимали эти пришедшие к нам из Голливуда аниматронные существа".

Похоже, прогрессивные российские кинематографисты все-таки пытаются равняться на Фабрику грез. Единственный неотъемлемый элемент голливудского производства, который по-прежнему остается для нас чужеродным, – это так называемые тестовые просмотры. Эксклюзивные показы "Обитаемого острова" для пары-другой ведущих российских кинокритиков не в счет, ведь их мнение на окончательную версию фильма повлиять не может. А вот предварительные сеансы для представителей целевой аудитории – этот феномен, судя по всему, воспринимается как что-то унизительное даже самыми прогрессивными кинематографистами. Да и дело ли это – спрашивать у зрителей, что нужно в фильме изменить, чтобы сделать его лучше?

По материалам программы "Синемания"