Новости

"Иван Грозный": тонкий сериал о страшном

С течением времени любая историческая фигура обрастает легендами. Чем дальше в прошлое уходит ее жизненный путь, тем меньше художник рассчитывает на достоверность фактов, этого пути касающихся. Что, собственно, дает ему право смешивать мифы и реальность в особый коктейль, называемый "трактовкой". Но все равно возникает вопрос: как достичь гармонии между излагаемой историей и современностью? Снимая сериал об Иване IV, великом князе Московском и всея Руси, известном миру под именем Иван Грозный, режиссер Андрей Эшпай столкнулся с проблемой: рассказать свою версию истории недостаточно. Ее необходимо адаптировать к нынешней реальности.
 
Андрей Эшпай (режиссер): "Это требует работы над собой, работы над текстом, над произнесением слов. И для группы это тоже проблема, потому что мы все-таки пытаемся сделать так, чтобы это было современно. Здесь довольно-таки тонкая грань – внести некие языковые изменения, но при этом говорить языком, который был бы понятен зрителю. Это очень трудно… бывают сомнения, но мы, кажется, нашли правильный ключ к проблеме. Речь героев сохраняет баланс между старинным, который требует перевода, и современной речью".
 
Зато в других деталях автор сериала "Иван Грозный" был более-менее точен. Исторические костюмы, коих было пошито бесчисленное множество, создавались по оригинальным лекалам. С исторической архитектурой было сложнее: подлинных памятников XVI века осталось мало. И все же подбор натуры и постройка декораций осуществлялись по строгому принципу соответствия описываемому историческому моменту. А это было время красного кирпича, аскетизма и довольно узкого пространства. Царские палаты на самом деле были не столь просторны, сколь они представляются в большинстве кинематографических исследований. Декораторам и строителям была дана в связи с этим особая установка: "хоромы" строить без размаха, чтобы артист, в них оказавшийся, проникся атмосферой зажатости, для этого фильма необходимой.
 
Александр Демидов (актер): "Декорации сделаны здорово, они совсем как настоящие. Невероятное количество комнат, переходов, тут и улицы есть, и всякие избушки, домики простых людей… Невозможно не задуматься, когда входишь в огромное помещение, внутри которого множество разных помещений, комнат, коридоров. Они просто потрясающие. Они воздействуют на меня самым наилучшим образом. Атмосфера здесь грандиозная, помогает тоже очень сильно. Вот такой вот царь был… в такой конструкции он ходил здесь, пригибался иногда – есть тут такие места, где довольно низко, нужно согнуться длинному царю… "
 
Сериал Андрея Эшпая охватывает всю жизнь Ивана Грозного – от рождения и до смерти. Эта жизнь распределена на четверых актеров. Но основной груз лег на плечи Александра Демидова – из 16 серий в 11-ти именно он воплощает образ Ивана Грозного. 16 серий – не так уж и много, если учесть, насколько богатой была биография царя Ивана IV. Если бы Андрей Эшпай снимал кино об определенном этапе его царствования, тогда он создал бы эпическое кино. Однако режиссер избрал иной путь: меньше эпики, больше конкретики. Не инсценировать общее представление об этом человеке, а попытаться максимально приблизиться к нему и понять его внутреннее состояние. Разве это не лучшее, что может сделать режиссер в условиях сериально-телевизионного формата?
 
По материалам программы "Синемания"