Новости

"Бумажная" работа Германа-младшего

Прошли те времена, когда исторические события в нашем кинематографе описывались по строго регламентированному шаблону. Сегодня режиссер сам выбирает, под каким углом ему рассматривать тот или иной отрезок прошедшего времени. Но даже в условиях этой свободы иному автору сложно бывает уйти от стереотипов. Алексею Герману-младшему это, без сомнения, удается. Каждый его фильм – это такой урок факультативной истории: будь то первые шаги российских футболистов в "Гарпастуме", мытарства немецкого доктора в "Последнем поезде" или терзания врача, который готовит космонавтов к первым полетам в новой картине "Бумажный солдат".

Сергей Шумаков (продюсер): "Все мы живем легендами и штампами, как только мы из них выпадаем, мы оказываемся абсолютно беспомощными. А в данном случае Алексей Герман использовал эту энергию неизвестности, трепетности и такой человеческой беспомощности для того, чтобы показать, какой ценой оплачиваются и какой ценой создаются великие мировые легенды".

Такая задача просто обязывает автора постараться максимально приблизиться к тем условиям, в которых взращивались будущие легенды. "Бумажный солдат" рождался в муках не только творческих, но и физических: близ соляного озера Баскунчак, где проходили самые сложные натурные съемки, было грязно, холодно и неуютно.

Чулпан Хаматова (актриса): "Когда я смотрела в первый раз картину, я вспоминала: "Ой, а здесь я потеряла ботинок в грязи, и он там был похоронен, потому что не смогли его отыскать, потому что его всосало, и он так и остался", "А здесь я мерзла" и так далее".

Алексей Герман-мл., режиссер: "Мы привыкли по советским фильмам, когда снималось что-то о космической тематике, это было что? Пришли люди, у них сразу получилось. На самом деле подвиг состоит в преодолении, и... нам казалось важным вернуть понятие подвига - не приукрашенного, а какого-то настоящего".

Чулпан Хаматова (актриса): "Уникальность его в том, что он сегодня не боится вот так вот взять и сказать – слушайте, а у меня вот болит душа по поводу моей страны. Его сомнения, я надеюсь, это качество останется при нем, сомнения в правильности пути, в поиске, мучениях, его желание найти какую-то истину. Пусть даже оно не всегда правильное и точное, но желание это дорогого стоит – поиск".

Сегодня Алексей Герман задумывается о поиске определения для своего кинематографа. Это точно не пластиковый голливудский клон, но это и не европейский арт-хаус – тот слишком холодный и надуманный. Впрочем, для зрителя, который способен нащупать в картинах режиссера его собственные мысли и чувства, совершенно очевидно одно: кино Алексея Германа-младшего – это кино Алексея Германа-младшего. Не требующее сравнений и формулировок.

По материалам программы "Синемания"