Новости

"Оскар" - плюсы и минусы

Большая кинематографическая награда, безусловно, тешит самолюбие. Приз этот также обеспечивает ее обладателю повышенное внимание прессы. На время, конечно. А что дальше? Может ли лауреат большой кинематографической премии претендовать на дивиденды? А вот это уже зависит непосредственно от премии.
 
Никита Михалков (режиссер): "Оскар" – это высшая награда. Это реальная выгода. Человек, получивший "Оскар", имеет доступ к новым бюджетам, новым проектам. Он имеет возможность заявляться как режиссер, претендующий на что-то значительное" .
 
Однако "Оскар" зачастую отдает предпочтение коммерческому кино. Да и среди российских кинематографистов лауреатов этой премии – раз, два и обчелся. Для нас доступнее крупнейшие международные кинофестивали: Каннский, Венецианский и Берлинский. И хотя ситуация с номинантами здесь несколько иная – другие бюджеты и другие масштабы производства, обладатель фестивальной премии также может рассчитывать на повышение ставок.
 
Андрей Звягинцев (режиссер): "Разница была только в том, что первый фильм был очень малобюджетным – $400 тысяч он стоил, а второй фильм – высокобюджетный. Для арт-кино и по нашим, российским, меркам высокий бюджет –  это около $5 миллионов".
 
Высшая награда престижного международного фестиваля всегда вызывает всплеск национальной гордости. Она важна для системы российского кинематографа в целом: если фильм стал лауреатом, значит, по общим художественным критериям он соответствует мировому уровню. А вот у каждого конкретного "призера" свое личное отношение к тому, что он получает.
 
Александр Сокуров (режиссер): "Лет, может, 15 назад, это имело для меня значение, буквальное значение. Когда была победа какая-то, она всегда помогала устоять на ногах. Объективно. Сейчас на самом деле от этого уже ничего не зависит".
 
И вот тут кинематографисты делятся на две категории. Первая – уже признанные мастера, для которых фестивальная награда – это приятное, но не слишком весомое приложение к уже существующим заслугам. А вторая – режиссеры, которые совсем недавно встали на ноги, заявили о себе и которым необходимо утвердиться на завоеванных позициях.
 
Алексей Герман-мл, (режиссер): "Понимаю, что не надо гладить львенка и ощущать себя великим. Будет еще больше предложений, это очевидно. Будут больше и чаще звонить из каких-то крупных компаний – тоже очевидно. Но хочется же еще снять какое-то кино нестыдное…"
 
И вот она, оборотная сторона медали: победитель вместе с преимуществами неизбежно получает массу поводов для стресса. Ведь, как правильно заметил Алексей Герман-младший, своим следующим произведением лауреат престижной фестивальной премии еще должен доказать, что эту премию он получил неслучайно.
 
По материалам программы "Синемания"