Новости

Иван Грозный

 
"Молодая красивая девица лет девятнадцати, с волнистой рыжеватой косой за спиной, сидела на корточках подле кустов малины и, придерживая веточки полноватыми оголенными до плеч руками, с наслаждением объедала с них алыми губами крупные спелые ягоды. На девице была тонкая шелковая ночная рубашка, которая подчеркивала все изгибы ее тела и просвечивалась под лучами восходящего солнца. Неожиданно, прекратив есть малину, девица замерла и настороженно скосила большие голубые глаза в направлении зарослей возле садового плетня. Там у земли виднелось нечто белое..." - все это однажды снится князю Василию III, отцу великого российского самодержца Ивана IV. Именно с этой сцены и начинается исторический сериал Андрея Эшпая "Иван Грозный".
 
Что же предвещал этот сон? Стал ли он явью? Об этом зрители телеканала "Россия" узнают, посмотрев историческую драму, повествующую о событиях бурного ХVI века и жизни с младых ногтей до последних дней одной из самых загадочных личностей в истории нашей страны.
 
В сложном, необузданном характере Ивана IV сочетались подчас несовместимые черты. Сильная, одаренная натура и государственное мышление уживались с непомерной жестокостью, буйной возбудимостью, безграничным честолюбием и властолюбием, извращенностью нрава и маниакальной подозрительностью.
 
 
Каковы истоки этих противоречий? Как и почему они возникли? Что привело к невиданной кровавой вакханалии, после которой за Иваном IV раз и навсегда закрепилось прозвище Грозный? Именно в этом и попытались разобраться создатели фильма, изучившие с этой целью многочисленные исторические материалы и хроники.
 
Творческая бригада фильма попыталась взглянуть на первого русского царя с новой, неожиданной стороны. Именно поэтому режиссер сознательно не стал приглашать на роль Ивана Васильевича известных артистов, что, конечно же, могло бы положительно сказаться на рейтингах телефильма.

Андрей Эшпай (режиссер): "Просто мне хотелось, чтобы не было ощущения знакомого лица под бородой, понимаете? Это всегда как-то отвлекает – мы теряем собственно истинность образа".

В итоге роль Грозного исполнил Александр Демидов, его же в юности сыграл Иван Макаревич, сын лидера знаменитой группы "Машина времени" Андрея Макаревича. Но это не значит, что в картине мы вовсе не увидим знакомых лиц. В думских палатах и дворцовых горницах появятся как начинающие, так и именитые артисты. Среди них - Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Евгений Цыганов, Константин Лавроненко. Всего в съемках приняло участие более 220 человек. В павильонах были возведены сложные декорации, в точности копирующие Троице-Сергиеву лавру, Кремлевское подворье, Успенский собор и многое другое.
 
 
Стремясь максимально точно воссоздать атмосферу той непростой эпохи, авторы не пытались изобразить своих персонажей лучше, чем они были на самом деле. Здесь мало красивых поступков, практически нет "положительных" героев в традиционном понимании этого слова. Ведь какая эпоха – такие и люди. Многие сыны XVI века с легкостью делают то, что нам сейчас кажется дикостью - и они действуют так не только из своенравия и жестокосердия, но в соответствии с требованиями времени, сообразно своему статусу и сословной иерархии. Они бьют холопов, сживают со свету неугодных, травят собаками инакомыслящих, ссылают в монастырь жен, с которым прожили бок о бок всю жизнь. 
 
- Выход один, государь. Постричь твою Соломонию в монахини и увезти в монастырь… И подальше.
В палате стало очень тихо. Один из бояр посмел задать вопрос:
 - Сама-то она… в монахини захочет?
 - А заартачится – силой заставим, – вставил Шигона.
Один из бояр  - сорокалетний Беклемишев  - закачал головой
- Твоя жестокость, князь, твое немилосердие к своей добропорядочной супруге меня ужасают. И заставляют усомниться: а есть ли у нашего государя хотя бы зачатки обычной человеческой совести
".
 
Но не стоит думать, что события XVI века – это уже история, далекая и забытая. Внимательно присмотревшись к персонажам картины, зрители в иных из них без труда смогут узнать себя. Темы любви и ненависти, дружбы и предательства, долга перед Отечеством и бегства на чужбину так же актуальны в наши дни, как и четыре столетия назад.
 
Режиссер: Андрей А. Эшпай
Автор сценария: Александр Лапшин
Продюсер: Владимир Досталь
В  ролях: Александр Демидов, Иван Макаревич, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Владислав Ветров, Чулпан Хаматова, Константин Лавроненко, Мария Шашлова, Михаил Филиппов, Афанасий Вяземский, Сергей Юшкевич, Евгений Цыганов