Новости

Голливуд: старикам здесь не место!

Сейчас ситуация в киноиндустрии такова, что у руля стоят молодые, энергичные и экономически подкованные персонажи, в то время как многие талантливые режиссеры и сценаристы старой школы остаются не у дел.

Взять, к примеру, Лоуренса Каздана, снявшего "Гранд-каньон" (Grand Canyon), Джо Данте – автора "Гремлинов" (Gremlins) и Фила Кауфмана - "Парни, что надо" (The Right Stuff). Их картины были хитами в свое время, пользовались успехом и у зрителей, и у критиков.Сейчас же этим мастерам своего дела практически не поступают предложения возглавить какой-нибудь новый проект. Все что им остается – биться головой о стену в попытке продвинуть собственные, некоммерческие, ленты.

Проблема в том, что у Голливуда короткая память. Первый вопрос, который задают бизнесмены режиссерам – это "Какие фильмы вы сняли в последнее время?". Если хотя бы две студии решат, что вы слишком старый, неактуальный или дорогой автор – все, пиши пропало. Работу будет найти все труднее и труднее, а поток предложений иссякнет.

Что же предпринимают в таких случаях мастера старой закалки?

Некоторые, например Джонатан Демми, автор культовых лент "Молчание ягнят" (The Silence of the Lambs) и "Филадельфия" (Philadelphia)  возвращаются к корням – недавно режиссер снял картину "Рейчел выходит замуж" (Rachel Getting Married). На создание этой ленты его вдохновили независимые и малобюджетные фильмы вроде "Наполеона Динамита" (Napoleon Dynamite) и документальных лент о музыке. В результате критики поздравили Демми с возвращением, а сам фильм вышел под маркой Sony Pictures.

Другие уходят на телевидение - Уолтер Хилл, автор "Красной жары" и "Баек из Склепа", получил премию "Эмми", выпустив сериал о ковбоях. Третьи расширяют свой профессиональный кругозор, снимая оперы – как это сделал  Уильям Фридкин.

Остальные говорят, что ждут своего счастливого часа - дня, когда им предложат снимать именно то, что они хотят. Но произойдет ли это когда-нибудь? Нынешние студии предпочитают полностью контролировать своих работников, ни о каком режиссерском "вето" или "авторском монтаже" не может быть и речи. Если, скажем, ваш фильм не рассчитан на коммерческий успех или не ориентирован на молодежную аудиторию, продюсеры будут с вами крайне холодны.

Главное не быть "независимее" Папы Римского. Взять, к примеру, Лоуренса Каздана, последним проектом которого был фильм "Ловец снов" (Dreamcatcher), вышедший на экраны в 2003 году. Режиссер пытался возглавить ряд авторских проектов, но всех их постиг финансовый крах. К счастью, Каздан не только режиссер, но и сценарист, на чем и делает деньги, работая в Warner Brothers.

Некоторым же надо как следует "оголодать", прежде чем, засучив рукава, доказать миру, что есть еще порох в пороховницах. Сидни Люмету, один из самых известных фильмов которого "12 рассерженных мужчин" (12 Angry Men) был снят аж в 1957 году, было очень не легко получить картбланш на съемки тонкой и умной картины "Игры дьявола" (Before the Devil Knows You’re Dead). Но он ждал не зря - этой лентой он заткнула за пояс очень и очень многих.

Какой же путь выбрать? Как это ни банально звучит, режиссерам следует придерживаться золотой середины – снимать коммерческое кино, а оставшиеся от гонорара средства направлять в независимый сектор. Так поступают, например, Оливер Стоун, Спайк Ли и Стивен Содерберг. Последний даже возглавляет документальные проекты. 

Многие культовые режиссеры все же видят выход в обращении к независимому кино. Это больше всего характерно для иностранных авторов, работающих в Голливуде. Например, Вернер Херцог, Гильермо Дель Торо, Дэвид Кроненберг, Джиллиан Армстронг и Пол Верховен всегда могут вернуться к себе на родину и снимать там все, что заблагорассудится, так как в своем маленьком "лесу" они – самые крупные звери.

Дух захватывает, когда представляешь, что было бы, если бы великим режиссерам всегда давали снимать именно то, что им хочется, без какой-либо оглядки на коммерческую сторону киноиндустрии…

RUTV.ru по материалам Variety.com