Новости

Посетителям здесь не место!

Фильм-участник основной конкурсной программы 30-го Московского международного кинофестиваля "Посетитель" (режиссер Том Маккартни) дает возможность зрителю взглянуть на проблемы эмигрантов в США и увидеть обратную сторону американской системы правосудия.

Немолодой преподаватель экономики Уолтер Вейл вот уже двадцать лет читает один и тот же курс лекций в университете Коннектикута, старательно делает вид, что пишет книгу, и через силу учится играть на пианино. Супруга умерла много лет назад, взрослый сын живет в Лондоне, скучная работа давно опостылела - казалось бы, ничто не в силах возродить интерес Уолтера к жизни. 

По стечению обстоятельств мистер Вейл отправляется в Нью-Йорк на конференцию по вопросам глобализации и проблемам стран третьего мира. Но что он знает о лишениях людей, вынужденных бежать из родной страны в поисках более благоприятных условий жизни? Ничего, ведь даже доклад для выступления он писал не сам. И тут абсолютно неожиданно в его устоявшийся мир врывается под стук тамтамов молодая пара эмигрантов - сириец Тарек и девушка по имени Зейнаб из Сенегала. Они живут в Америке нелегально, ежедневно рискуя быть депортированными из страны.

Уолтер дает им приют в своей нью-йоркской квартире, и постепенно представители культуры восточной и культуры американской идут на сближение, находя много точек пересечения. Одна из таких "точек" - музыка. Доброжелательный Тарек учит чопорного преподавателя игре на барабане, заставляя его выкинуть все лишние мысли из головы и просто выбивать ритм - "раз-два-три, раз-два-три" - как это делают у молодого человека на родине. Уолтер навеки прощается с пианино - теперь он не расстается с тамтамом. Похоже, среди темнокожих людей, жизнерадостно выстукивающих зажигательные мелодии на всем, что под руку попадется, он близок к тому, чтобы наконец-то обрести простое человеческое счастье.

Печальные события заставляют Уолтера отложить барабан в сторону - Тарека арестовали, и теперь ему грозит депортация из страны. Мистер Вейл очень хочет помочь сирийцу, успевшему стать другом. Но как? Бороться с безличной и жестокой системой иммиграционной политики невозможно - так или иначе нелегала вышлют вон из Америки. Кому, кроме Уолтера, Зейнаб и Муны, мамы Тарека, приехавшей в Нью-Йорк на помощь сыну, он нужен? И не важно, что он талантливый музыкант, порядочный человек, да и просто хороший парень - легче прогнать с позором, чем разбираться, опасен ли он для общества или, наоборот, может быть полезен. Каждый имеет право на сытую и обеспеченную жизнь, будь то уроженец Нью-Йорка или выходец из стран Азии. Но, к сожалению, "здесь то же, что и в Сирии" - так говорит мать Тарека о США. Та же несправедливость, унижения со стороны сильных и равнодушие.  

В финале картины Тарека депортируют в Сирию. Он был лишь случайным посетителем на этом празднике жизни, в этой стране благополучия и стабильности, и ему здесь места нет. Муна, успевшая покорить сердце мистера Вейла, уезжат вслед за сыном. Зейнаб остается одна во враждебном мире чужого города, беззащитная и запуганная. В память о них у Уолтера остается только музыка. Ритмичные звуки барабана навсегда поселились в душе мужчины, и, кажется, долгожданный смысл жизни все-таки найден.

Исполнитель главной роли Ричард Дженкинс стал победителем 30-го ММКФ в номинации "Лучшая мужская роль".

Майорова Дарья, RUTV.ru