Новости

Новый прикид для Ивана Грозного

Чтобы одеть героев современной истории, больших усилий прилагать не надо. А вот принимать участие в реконструкции далекого прошлого – это труд куда более хлопотный. Как в историческом повествовании, так и в историческом костюме необходимо хотя бы минимально следовать правде жизни. Вот, например, во времена Ивана Грозного существовала традиция: подробно описывать, сколько и какой ткани ушло на пошив того или иного туалета, сколько понадобилось драгоценных камней для его украшения… До наших дней дошли даже исторические крои, и нынешние костюмеры шьют зипуны и кафтаны по древним лекалам. Но одно дело – фасончик, а совсем другое – образ. Здесь без творчества никак не обойтись.

Андрей Эшпай (режиссер): "Я все время говорю по этому поводу: любое прикосновение к этой эпохе, к прошлому, такому далекому – это все равно некая трактовка, некое создание чего-то своего".

Главное – найти золотую середину между исторической правдой и художественным вымыслом. Этот компромисс на съемках сериала "Иван Грозный" достигается следующим образом: идентичность костюма обязательна, но совершенно не важно, каким путем к ней приходит художник и какими хитростями пользуется. Например, в лексиконе современного костюмера уже не существует понятия "вышивка". Есть "роспись", и осуществляется она с помощью обычного автомобильного герметика, цветной пыльцы и ножа. Одно из праздничных царских одеяний, например, "расписывалось" почти 3 месяца, после чего его пришлось еще и состарить.

Светлана Титова (художник по костюмам): "И мы все это красками "тушим", потому что на пленке золото ужасно сверкает, выпячивается. Точно так же мы обрабатывали костюмы, чтобы состарить их. Был специалист, он обжигал костюмы, мы их закрашивали краской, чтобы они были как бы ношеные, потому что когда костюмы новые – это видно".

Одежды из твердых материалов также находятся в ведении костюмеров. Однако тут они своими силами обойтись не могли: полный набор доспехов, три царских шлема и шапку Мономаха заказывали в Витебске, в кузнечной мастерской. И то, что носил актер Александр Демидов, играющий в сериале царя Ивана Грозного, – это точные копии экспонатов, находящихся в Оружейной палате.

Александр Демидов (актер): "Шлем весит 3,5 килограмма, все эти железные доспехи тоже в районе 4 килограммов весят, и еще шуба – килограммов пять. И вот со всем этим нужно вспорхнуть на коня по-царски. И самое интересное, что в игре забывается весь вес – надел, думаешь: боже мой, как все это будет происходить? А в игре понимаешь – что жили так, воевали так".

Для сериала "Иван Грозный" было сшито порядка семисот оригинальных костюмов. Однако участников в проекте – включая массовку – гораздо больше. И вот тут существует еще одна костюмерная хитрость: не каждый актер выходит на площадку в одежде, созданной специально для него. Такой привилегии удостаиваются лишь исполнители более-менее заметных ролей. А все остальные одеваются в уже кем-то и когда-то ношеное. Благо существует на "Мосфильме" специальный склад, на местном профессиональном жаргоне называемый "Белым домом" - там собраны все костюмы, оставшиеся после исторических картин, когда-либо снимавшихся на территории киностудии. И нет ничего зазорного в том, что костюмеры туда заглядывают. Потому что одеть в оригинальные исторические туалеты тысячную армию артистов – миссия практически невыполнимая.

По материалам программы "Синемания"