Новости

"Оскар" наступает на пятки "Золотому медведю"

Вот уже несколько лет Берлинский международный кинофестиваль находится в положении, когда "Оскар" буквально наступает "Золотому медведю" на пятки. С некоторых пор премии Американской киноакадемии присуждают не в марте, а в феврале, чтобы избавить голосующих академиков от влияния результатов другой престижной премии – "Золотого глобуса". Однако теперь Берлинале оказался в непосредственной близости к главному кинематографическому событию Америки.

Полная конкурсная программа фестиваля и оскаровские номинанты объявляются практически одновременно, так что любые совпадения становятся более очевидными. И единственный способ их избежать – это взять в конкурс фильм, который еще не выходил в американский прокат. Вот, например, в этом году за "Золотого медведя" боролась драма "Элегия". До американских экранов она еще не дошла, и актеры, представлявшие ленту в Берлине, не испытывали предоскаровской нервозности.

Бен Кингсли (актер): "Я тут чувствую себя немного пленником, и это довольно странно. Вот комната, в которой мы сидим, она ведь может быть где угодно. Потом – поход в кинотеатр, потом пресс-конференции. Это очень странно. Я совсем не вижу Берлина, разве что только через окно в отеле, и этот вид из окна напоминает мне, что я в Берлине. Но здесь чувствуется страсть к искусству кино".

Пенелопа Крус (актриса): "Люди здесь очень доброжелательные. И здесь так всегда. Я знаю, потому что была на фестивале уже четыре раза. Правда, мои визиты всегда были короткими, работа в течение двух дней, а потом отъезд. Я очень хочу как-нибудь вернуться сюда на более долгий срок, чтобы полюбоваться городом".

А вот соперница "Элегии" на Берлинском кинофестивале - картина "Нефть" - как раз стала тем самым очевидным совпадением. Будучи оскаровским фаворитом с большим количеством номинаций, фильм умудрился получить "Золотого медведя" за режиссуру. Впрочем, автор "Нефти" Пол Томас Андерсон по собственному опыту знает, что в противостоянии Берлинале – "Оскар" существует некая закономерность: чем важнее приз, полученный фильмом в Берлине, тем меньше у него шансов на премию Американской киноакадемии. Это правило было проверено еще в 2000 году, когда "Магнолия" Пола Томаса Андерсона завоевала главного "Золотого медведя", но не удостоилась ни единого "Оскара".

Чуть раньше то же самое произошло с фильмами "Тонкая красная линия" и "Народ против Ларри Флинта": главный приз Берлинского фестиваля, несколько номинаций, а "Оскаров" – ноль. И только один раз негласно установленное правило было нарушено – когда лучшим фильмом и на Берлинском кинофестивале, и на церемонии вручения премии Американской киноакадемии назвали драму "Человек дождя". Правда, было это 20 лет назад. Тогда "Оскар" еще не дышал в спину "Золотому медведю". А жюри Берлинского фестиваля и американские киноакадемики могли работать спокойно, без оглядки друг на друга.

По материалам программы "Синемания"