Новости

Где взять денег?

"Где взять денег?" - для кинематографиста вопрос этот столь же больной и вечный, как для Гамлета "Быть или не быть?" Обычно автор рассчитывает на поддержку крупных кинокомпаний и специальных банков, которые выдают кредиты на кинопроизводство, – в Америке такие существуют.

Вольфганг Петерсен (режиссер): "Главное – это умение четко выразить, какой будет твоя картина. И другие люди, продюсеры, студийные боссы загораются твоими идеями и говорят: хорошо, мы верим тебе, снимай свое кино."

Но если официальные финансовые органы отказали, приходится искать дополнительные источники. Прежде всего нужно заглянуть в собственный карман. Снимать кино за свои деньги – выход вполне распространенный. Им, например, пользуется Кевин Костнер, когда снимает вестерны – фильмы жанра нынче не популярного, то есть не окупаемого, а значит, и не оплачиваемого. Пополнить бюджет можно также путем отказа от гонорара или его части, что в свое время практиковал и Джеймс Кэмерон на "Титанике", и Мартин Скорсезе с Леонардо Ди Каприо на "Бандах Нью-Йорка".

Мартин Скорсезе, режиссер: "Ну, просто этот фильм был очень важен для нас. И для Лео как актера – тоже".

Если же в собственном кармане пусто – можно покопаться в кошельках друзей и родственников. Вот Кевин Смит покопался и нашел в семейном бюджете средства для своих "Клерков". Режиссеру Спайку Ли тоже повезло – среди его знакомых были такие знаменитости, как Опра Уинфри и Майкл Джордан. Именно они финансировали его драму "Малколм Икс". А деньги на съемки "Бешеных псов" Квентин Тарантино получил от доброго самаритянина Харви Кейтела.

Харви Кейтел, актер: "Я стараюсь делать то, что мне кажется правильным. Я считаю, к этому должен стремиться каждый человек. А вдруг это мое предназначение – помогать другим кинематографистам".

Но что если друзья и родственники тоже на мели? Есть еще вариант – заработать. Добрая половина бюджета "Музыканта", например - это вознаграждение, полученное Робертом Родригесом за участие в медицинском эксперименте. А если не хочется работать – можно продать какое-нибудь имущество. Чтобы собрать денег на реализацию проекта "Бобби", Эмилио Эстевес пустил с молотка свою коллекцию произведений искусства и прочие ценности. Но этого оказалось мало. И режиссер пошел на крайние меры.

Кристиан Слейтер, актер: "Ему пришлось искать финансовой поддержки в других странах, и хорошо, что нам помог русский продюсер, это просто невероятно. В этом есть какая-то ирония – помощь пришла из-за океана, когда мы получили отказ от студий в Америке".

Вот только к продюсеру иногда может прилагаться жена, которую в обмен на инвестиции придется засветить в какой-нибудь роли. Впрочем, это все равно что роль продать – а такой путь пополнения бюджета, кстати, практикуется довольно часто. В основном на продажу выставляются эпизоды или участие в массовке, но желающих все равно хоть отбавляй. В общем, сколь бы ужасающим ни казался кинематографисту денежный вопрос, решить его можно. Конечно, в этом вопросе может возникнуть такая проблема, как гордость, – особенно если приходится пользоваться не самыми благородными способами добывания средств. Но тут каждый волен выбирать – снимать или гордиться.

По материалам программы "Синемания"