Новости

Откуда берутся карлики и великаны

Размер – это категория, которая для мастеров экрана уже давно не имеет никакого значения. Ибо они знают массу уловок, позволяющих обращаться с размером так, как им вздумается. Если актер не вышел ростом, ему всегда можно предложить специальную обувь на высоких подошвах. В крайнем случае, скамеечку под ноги поставить. Правда, подобные ухищрения годятся только для незначительной корректировки роста. Если же разница в размерах велика, в ход идут премудрости иного толка. У Питера Джексона во "Властелине колец" хоббитов и гномов на общих планах изображали лилипуты. Актеры появлялись только там, где отчетливо видны лица, при этом им нередко приходилось играть на коленях. А иногда режиссер умудрялся совместить в одном кадре и актеров, и лилипутов.

Билли Бойд (актер): "У меня была маленькая дублерша. Например, в одной сцене она катится в сторону камеры, а я лежу у нее на пути, и когда она ударяет мне в спину, я поднимаю голову. У нас все получилось с третьей попытки, кадр вышел просто идеальный".

Есть еще один старый кинематографический трюк, который называется "удаленная перспектива". Объект, который должен казаться больше, выносится на первый план, в то время как другой помещается подальше, на заднем. Тут главное - произвести точные математические расчеты и нужным образом настроить камеру.

Расти Смит (художник-постановщик): "Мы сочетаем выдержку и фокусировку так, чтобы казалось, будто стоящие далеко друг от друга актеры находятся рядом. Сначала мы фокусируем камеру на одном, а затем – на другом, и в результате получается, что они стоят вместе и разговаривают друг с другом".

Однако, пользуясь "удаленной перспективой", никогда не стоит забывать о масштабе. Чтобы не нарушать пропорции, все декорации и предметы реквизита придется изготовить в двух вариантах. Те, что поменьше, - для великанов, а те, что побольше, соответственно – для карликов. Вот, например, чтобы Джулия Робертс казалась крохотной феей в фильме "Капитан Крюк", для нее построили стол размером с театральную сцену.

Джулия Робертс (актриса): "Декорации были огромные, просто потрясающие. Я стояла на громадном столе, а рядом лежали овощи таких размеров, что я казалась совсем малюсенькой. Я даже сказала Стивену: "Вы бы много сэкономили, если бы взяли актрису поменьше".

Снимай Стивен Спилберг свой фильм сегодня, он бы легко обошелся и без гигантского стола. Подобные эпизоды теперь делают посредством цифрового комбинирования: актеров снимают на фоне зеленого экрана, а затем уменьшают (или увеличивают) на компьютере и помещают в нужную среду. Вы же видели, технический прогресс дошел до такого уровня, что позволяет даже производить цифровую "пересадку головы". Преимущества этой технологии уже оценили и создатели "Фреда Клауса", и чуть ранее - авторы "Шалуна". Впрочем, режиссер волен сам выбирать, пользоваться ли ему традиционными оптическими фокусами или же обращаться к достижениям компьютерного гения. Тут все зависит от технических и бюджетных возможностей. Ну и еще от художественной задачи…

По материалам программы "Синемания"