Новости

Зачем нам врут режиссеры

Историческое кино в 99 случаях из ста историческим может называться с натяжкой. Ибо создатели его допускают слишком много фактических ошибок и неточностей. Это нередко случается просто по недосмотру. Написал сценарист сюжет и не удосужился проверить, от чего умерла Мария де Гиз - от подсыпанного в напиток яда или от водянки. Фраза "римский профиль" ничуть не смутила авторов фильма "Цезарь и Клеопатра", хотя, будь рядом историк, он бы подсказал, что во времена упомянутых царственных особ такого понятия еще не существовало. Как не существовало во время Троянской войны монет, которые герои фильма "Троя" кладут на глаза умершим. Но когда режиссерам указывают на подобные оплошности, они не чувствуют никакой вины. У них есть хорошая отговорка: история - наука не точная.

Шекхар Капур (режиссер): "История постоянно пересказывается людьми, которые по-своему интерпретируют факты. Например, Иван Грозный был великим царем. Это интерпретация. Он был одним из самых влиятельных царей того времени – снова интерпретация. Вот в этой битве он убил 2 тысячи человек. Следующий историк напишет – он убил 4 тысячи. Следующий – 6 тысяч. И каждый раз эта цифра будет расти. Так что когда мы снимаем кино об исторических фигурах, мы просто представляем интерпретацию".

Клайв Оуэн (актер): "Это и должна быть интерпретация. Ведь в любом случае ты играешь то, что написано в сценарии, ведь кино - это полуторачасовое или двухчасовое развлечение. И я думаю, сколько бы ты ни узнал, что бы ты ни раскопал о своем историческом персонаже, в итоге все равно получится интерпретация, выдумка".

Нередко голливудские авторы перекраивают историю абсолютно осознанно. В фильме "Последний самурай" на должности военных консультантов в Японии они назначили американцев. Хотя знали, что в конце XIX века консультантами могли быть только европейцы. Немецкую подлодку "Ю-571" захватывают опять же американцы, тогда как на самом деле это сделали англичане – причем еще до вступления США во Вторую мировую войну. Тут причина ясна – следовать исторической правде голливудским кинематографистам мешает пресловутый патриотизм. Но бывает и такое, что фактологические неточности они допускают из художественной необходимости. Например, во времена Первой мировой войны самолеты немцев и союзников были похожи. И чтобы зритель мог отличить, кто на чьей стороне летает, создатели фильма "Эскадрилья Лафайет" немного разукрасили летательные аппараты…

Во время реального налета на Перл Харбор японская авиация сначала разгромила аэродром, а уже потом – корабли (что, в общем-то и логично). Однако такая последовательность событий не позволяла создателям фильма "Перл Харбор" сделать его более эффектным и применить кое-какие сюжетные ходы. Вот они и поменяли эту последовательность. И кстати, предупредили зрителей, что их фильм не совсем правильно отражает реальные исторические события. Хотя могли бы и не утруждаться. Публика приходит в кино за зрелищем, и ее действительно мало волнует, где режиссер сказал правду, а где немного соврал.

По материалам программы "Синемания"