Новости

"Мутации" боевых искусств в кино

Азиатские боевые искусства много сотен лет обходились без кинематографа. Мировое кино не обращало внимания на карате и кунг-фу примерно лет 75. Имя человека, соединившего боевые искусства и кино, известно. Брюс Ли "Кулаками ярости" потряс воображение зрителей Старого Света и Америки. Герой Брюса Ли был прост и понятен: боец без страха, упрека и тени юмора. Примерно в то же время, в начале 70-х, в США заблистали звезды Чака Норриса, "крестного киноотца" Брюса Ли, и Дэвида Кэррэдайна.

Дэвид Кэррэдайн (актер): "Мой интерес к боевым искусствам очень искренний. Это очень серьезно для меня. Я скажу вам, в чем истинный смысл боевых искусств. Да, вы делаете эти упражнения, в которых много танцевальных элементов, которые дают представление о защите и нападении, о борьбе. Но на самом деле вы учите свой разум, свое тело и дух быть едиными".

В 80-е годы продюсеры будто решили "очеловечить" образ безжалостного бойца. Он не стал жалостливым, но поменял лицо на привычный, европейский тип. Бойцы этого вида посыпались будто из рога изобилия: Жан Клод Ван Дамм, Синтия Ротрок, Гэри Дэниелс….бледнокожие актеры были привычнее глазу американского зрителя.

Жан-Клод Ван Дамм (актер): "Среди моих поклонников очень много детей. И все они хотят быть похожими на героев моих фильмов, обладающих как физической, так и душевной силой. И если фильм несет в себе хорошее послание, если отрицательный персонаж пытается причинить кому-то боль, а затем появляется персонаж положительный и защищает слабых, - тогда все нормально".

В следующее десятилетие боец невидимого фронта единоборств вновь слегка мутировал. Европейцы практически сошли на нет. А в конце 90-х на экране вновь зажглись азиатские звезды: Чоу Юнь-Фат, Джет Ли. Но они тоже работали в стиле прежних героев, не изменяя жанр. Тихую революцию в боевых киноискусствах в конце 90-х устроил Джеки Чан. Он с блеском поднял серьезно-напряженный жанр до высот комедии.

Джеки Чан, актер: "Фильмы с восточными единоборствами не предназначены для женщин и семейного просмотра. Они предназначены только для любителей боевых искусств. И когда мне пришло в голову расширить "рынок сбыта" своих фильмов, то нужно было подумать о женской, детской, в общем, семейной аудитории. И я хотел, чтобы люди знали, что Джеки Чан больше не снимается в картинах только жанра экшн. Ему подвластна и комедия".

В последние же годы, начиная с рубежа ХХ и ХХI веков, единоборства в кино слегка раздвоились. Азиатских постановщиков боев стали звать в фильмы других жанров – и элементы боевых искусств стали появляться в лентах, с карате и кунг-фу впрямую не связанных. А вот последние картины с единоборствами – например "Бесстрашный" и "Герой", оба с Джетом Ли, выявили новую тенденцию, с которой начался век. В этих китайских лентах азиатские боевые искусства превратились из личных орудий в общественные и служат делу китайского же патриотизма! Но, в любом случае, как там дальше ни сложится дело у азиатских единоборств с кинематографом, можно точно сказать: герой с натужным криком "кия!" будет меняться и мутировать, но никуда с экранов не денется.

По материалам программы "Синемания"