Новости

Политические лидеры на экране

В современной экранной культуре есть супергерои другого толка – не из мира фантастики, а из социально-политической реальности. Нет, наверное, такого актера, который не хотел бы сыграть военачальника или революционера, ставшего властителем умов человеческих без сверхъестественных мультяшных способностей. И чем противоречивее деяния политической фигуры, тем привлекательней она для артиста.

Мадонна (актриса): "Чем больше я узнавала про Эву Перон, тем больше я хотела ее сыграть. Она стала моим наваждением. Все, с кем я говорила о ней, либо ненавидели ее, либо обожали. И я просто хотела понять, где кроется правда".

Гаэль Гарсиа Берналь (актер): "На нашу жизнь, в особенности, на жизнь тех, кто родился после Кубинской революции, очень сильно повлиял Че Гевара. Мое поколение росло уже с идеей современного латиноамериканского героя. Это был человек, который боролся за свои идеалы. И, конечно, мне очень хотелось сыграть эту роль".

Иногда очарование реально существовавшего политического персонажа развивает в актере легкую форму шизофрении. Вот за что в этом году Форест Уитакер получил премию "Оскар"? За то, что крайне убедительно сыграл генерала Иди Амина. Все рассказы близких и родственников диктатора Уганды сформировали у актера особый вид памяти, и в какой-то момент он даже поверил в то, что родился в Уганде и что суахили был его родным языком.

Форест Уитакер (актер): "Я бы не сказал, что этот герой сделал меня сумасшедшим. Просто я все время оставался в образе. Играть подобных людей – все равно что играть наркоманов. Каждый день ты просыпаешься с особой энергетикой, в особом психологическом состоянии".

Кинематографисты ступают на скользкий путь, снимая кино о человеке, который при всей своей харизматичности умудрился оставить в истории кровавый след. И довольно часто режиссеры избегают спорных моментов биографии героя, уводя зрителя на нейтральную территорию его существования. Так, в "Дневниках мотоциклиста" Че Гевара показан юным романтиком, который еще и не помышляет о революции. А в картине "Прощай, бафана!", которая вскоре должна выйти на экраны, говорится о том периоде жизни Нельсона Манделы, когда он не мог участвовать ни в каких сомнительных акциях – потому что сидел за решеткой.

Билле Аугуст (режиссер): "Мы рассказываем эту историю от имени Джеймса Грегори. Это реальный человек, который был охранником в тюрьме, где сидел Нельсон Мандела - тогда он считался самым страшным террористом в мире. И постепенно, беседуя с Манделой, Грегори начинает менять свое мнение о политической системе".

Хождение "вокруг да около" в таких случаях – единственный безопасный способ повествования. Режиссер все равно рассказывает об интересующей его политической фигуре, но при этом ограждает себя от каких-либо нападок и обвинений – в разжигании межнациональных конфликтов, пропаганде насилия или несоблюдении элементарной политкорректности.

По материалам программы "Синемания"