Новости

Бортко замахнулся на "Бульбу"

Экранизация классических произведений, на первый взгляд, таит в себе сплошные преимущества. Сценарий можно не читать – классику и так все знают. Актерам тонкости их характеров можно не объяснять – по той же причине. Наконец, пристальное внимание к продукту со стороны зрителя обеспечено. Однако режиссер Владимир Бортко, с его огромным опытом постановки литературных шедевров, говорит что не все так просто.

Владимир Бортко (режиссер):  "Понимаете, разницы большой нет. Что снимать известное произведение, что снимать оригинальный сценарий. Наверное, только в ответственности. Ибо, когда снимаешь автора, которого читали все и который является классиком, то ощущаешь свою ответственность, дабы сильно не испортить впечатление об авторе".

Авторов Владимир Бортко выбирает со вкусом. То Михаил Булгаков, то Николай Гоголь, с его бессмертной исторической повестью "Тарас Бульба".

Богдан Ступка (актер, исполнитель роли Тараса Бульбы): "У Гоголя, например, написано, что Тарас вскочил на коня – Черт зовут коня его. И "он пошатнулся, почуяв на себе 20-пудовое бремя". Мы начали считать: пуд – это 16 кг, 20 пудов – это уже 320 кг! А люди с таким весом – они вообще не ходят, они только лежат или сидят. Может, это было такое, знаете, романтическое преувеличение Гоголя. Как, знаете – "редкая птица долетит до середины Днепра". Днепр – не такой большой, чтоб там редкая птица… Они перелетают. И даже в Африку долетают".

Помимо фактических загадок актерский состав ломает голову и над загадками идейными. Настоящая классика несет в себе множество смысловых оттенков, рассуждая о которых, артисты шлифуют образ.

Владимир Вдовиченков (актер, исполнитель роли Остапа): "Во-первых, было понятно, что Андрия, когда он влюбился в эту девчонку, в полячку, соплячку, убьют. Обманули, обхитрили. И потом вдруг понимаешь, что Андрий делает сознательный выбор, зная, чем это все закончится. Потом Остап – ну прям герой-герой….. На плаху, и рубят его и ломают, и он молчит. Мало того что молчит, и других заставляет. И говорит: "Не дай бог, кто-то из вас слово скажет – прокляну". То есть люди, обрекающие себя на смерть, обрекают рядом стоящих с собой. Может быть, не всегда людей, заслуживших смерти. Ну и плюс отец, казалось бы, убивает собственного сына".

Игорь Петренко (актер, исполнитель роли Андрия): "Ох, это такой вопрос философский. ... И Андрия я могу понять, собственно говоря. Наверное, поэтому мне эта роль и интересна, потому что я не считаю его совершенно абсолютным предателем. Он выбрал свою Родину, он сделал этот шаг осознанно. Он, не испугавшись противника, перешел на сторону его".

Еще одна неотъемлемая черта классических произведений – актуальность. Это и прельстило Бортко. Именно сейчас режиссер хочет рассказать историю об отечестве и долге перед ним. И все трудности экранизации перед этой сверхзадачей меркнут.

По материалам программы "Синемания"