Новости

К чему приводят уроки вождения

Эта картина собрала подавляющее большинство призов на XXVIII Московском кинофестивале. Помимо специального приза жюри и премии за лучшую женскую роль (Джули Уолтерс), фильму Джереми Брока  достались приз зрительских симпатий и приз жюри российской кинокритики – с формулировкой "за искусное соединение общечеловеческих ценностей, национальных культурных традиций и неповторимого британского юмора".

"Уроки вождения" - режиссерский дебют Джереми Брока. До этого он писал сценарии, самым удачным из которых оказался сценарий к фильму "Миссис Браун", получившему 2 номинации на "Оскар" и 8 призов Британской киноакадемии.

Как известно, жизнь подростка, вступающего во взрослый мир, тяжела и неказиста. Гормональные бури, преодоление комплексов, поиск места под солнцем, попытки самоутверждения… А что если при этом родители несчастного юнца - протестантский священник и не в меру набожная мать, фанатично творящая "добро" направо-налево и своими благими намерениями убивающая и без того робкие ростки самостоятельности и свободы?

Главный герой фильма - 17-летний Бен - в начале картины тише воды, ниже травы. Кивок головой - смелый и даже отчаянный поступок для здоровенного детины, участвующего под маминым присмотром в религиозных песнопениях. В летние каникулы он учится водить автомобиль и, опять же по наущению родительницы, зарабатывает деньги. Не для себя - во благо пригретого в доме старичка-трансвестита, нечаянно задавившего свою жену и теперь опекаемого благочестивой матерью Бена. Рыжий, честный, закомплексованный и к тому же влюбленный в первую красавицу городка подросток – ходячий наглядный пример того, до чего может довести гиперопека со стороны родителей, навязчиво диктующих свою волю.

Только поступив на службу к престарелой актрисе Иви Уолтон – весьма эксцентричной и непредсказуемой пожилой особе с хулиганскими наклонностями, - Бен начинает понемногу узнавать жизнь с другой стороны. Иви вселяет в него уверенность, учит нарушать правила, пестует его поэтические способности, в два счета делает из него заправского шофера, тем самым реализуя нехитрую метафору, заложенную в названии фильма: на наших глазах Бен постепенно берет управление своей жизнью в свои же руки. На наших же глазах он лишается невинности, посылает в известном направлении свою бывшую возлюбенную, не оценившую его поэтические опыты и собачью преданность. Апогеем бунта становится бегство Бена с выступления, где он "играет" эвкалипт, под сенью которого верующие наблюдают явление Иисуса. Ссора с матерью и попытка жить отдельно (пусть даже новое жилье - всего лишь палатка во дворе родительского дома) окончательно переводят Бена в разряд самостоятельных и свободомыслящих молодых людей.

В финале ханжество в лице мамаши Бена попрано и задавлено в буквальном смысле слова: старый трансвестит, олицетворяющий уродство фальшивой добродетели, сбивает свою благодетельницу на ее же собственном автомобиле. Та, впрочем, остается жива и свято верит при этом, что спасение произошло лишь благодаря тому, что машина у нее экономичная - а значит, Бог помогает бережливым.

Главных героев картины сыграли знакомые российскому зрителю актеры. В роли Бена – Руперт Гринт - Рон Уизли из "Гарри Поттера". Джули Уолтерс (Иви) засветилась там же – причем сыграла не кого-нибудь, а мать того самого Рона. Надо сказать, юноша на пороге новой жизни и опекающая его старая леди для английской литературы тип взаимоотношений весьма знакомый, взять хотя бы романы Диккенса. Посмотрев "Уроки вождения", вполне можно понять причины популярности подобного сюжета, заигравшего в фильме Брока новыми красками - благодаря блестящей актерской игре, мягкому юмору, тонкому психологизму и мастерски составленным диалогам. Вряд ли британский режиссер сказал новое слово в кинематографе, зато ему удалось снять по-настоящему доброе, лиричное, качественное кино о юности, взрослении, любви и дружбе, рассчитанное на самую широкую зрительскую аудиторию.

По признанию режиссера, при создании картины он опирался на личный жизненный опыт: в юности он какое-то время жил в доме актрисы Пэгги Эшкрофт, ставшей ему настоящим другом. Но многое в ленте, конечно же, вымысел. А также размышления на тему происходящей евангелизации Британии.

Джереми Брок: "Все-таки эту историю разыгрывают актеры, и я бы не стал таким образом рассказывать о своих отношениях с мамой – это слишком личное. Образ матери – это мое размышление на тему того, что будет, если евангелизм и инфантильность смешаются между собой. Для этого же есть персонаж мистер Финчем, который не говорит ни слова, а в конце вообще ведет себя так странно… - это и есть то сумасшествие, к которому эта смесь может привести.

Сейчас в Великобритании всплеск евангелизма, и я не могу сказать, что мне это нравится. Мне кажется, это начинает сильно влиять на людей - взрослые и дети становятся несколько идентичными во взглядах на жизнь, евангелизм начинает строго формировать мнение детей вслед за взрослыми. А мне кажется, дети должны формировать собственное мнение о том, что происходит вокруг. В моей семье я устанавливаю свои порядки. Но сейчас у власти Тони Блэр, а с ним связана новая волна евангелизма".

Российская премьера картины запланирована на 13 июля.

Хлобыстова Людмила, RUTV

В статье использованы отрывки из интервью Джереми Брока (Action! MIFF Daily, 1 июля 2006).