Новости

"Безумие", или революция по-чешски

В рамках внеконкурсной программы "Восемь с половиной фильмов" XXVIII Московского международного кинофестиваля состоялся показ авангардной ленты чешского режиссера Яна Шванкмаейра "Безумие" (Sileni (Чехия / Словакия, 2005).

Зрители, пресса и гости фестиваля проявили повышенный интерес к этой картине мастера, стоящей особняком на фоне других фильмов фестиваля. 

Влияние Эдгара Алана По, де Сада, Гете и Кафки режиссер сам обозначает в предисловии к ленте. На социальный подтекст картины Шванкмайер также лично обращает внимание зрителей, поэтому последним остается наслаждаться просмотром, а не ломать голову над тем, что бы могли означать авторские символы и аллегории…

Кстати, аллегория человеческого социума как дома для умалишенных – идея отнюдь не новая для литературы и кинематографа, стоит вспомнить хотя бы "Полет над гнездом кукушки" Милоша Формана. Соединение приемов игрового кино и мультипликации – также ход знакомый. Так же, как и типаж героя – маленького человека, случайно втянутого в действие. Зато, несмотря на то, что многие сцены фильма вызывают, мягко говоря, отвращение, картина смотрится буквально на одном дыхании - в постоянном неослабевающем напряжении.

Итак, Франция, конец XIX века. Молодой человек Жан Берло только что похоронил мать, которая умерла в сумасшедшем доме. В наследство ему досталась лишь старая поломанная расческа, а также постоянные кошмары, в которых приходят за ним со смирительной рубашкой в руках злые санитары. Случайно Жан знакомится с Маркизом (угадывается де Сад), который приглашает его провести ночь в замке. Там Берло становится свидетелем богохульной оргии, с вбиванием ржавых гвоздей в распятие, яростной антипроповедью христианской идеи, групповым совокуплением и насилием. Также Берло становится невольным участником "терапевтических" похорон. Он пытается бежать, но Маркиз настаивает на том, что хочет помочь гостю преодолеть "санитарные" страхи, и ведет его в сюрреалистический сумасшедший дом, где пациенты пользуются полной свободой, а медицинский персонал сидит за решеткой…

Директор дурки – старый друг Маркиза, считается одним из лучших специалистов в области психиатрии, во всяком случае – именно так его рекомендуют Жану. Пациенты дома терпимости сами выбирают себе метод лечения: кто-то катается на санках по лестнице, кто-то избавляется от приступов агрессии, разрезая перины, кто-то проходит курс арт-терапии. В привязанную к кровати голую тетю группа придурков кидает капсулы с краской, кто-то красит ее валиком – настоящий бодиарт. А герой на фоне картины беснующихся идиотов влюбляется в дочь главврача, которая, вдохновленная идеей революции, подговаривает Жана освободить старый (настоящий) медперсонал, томящийся в подвале.

Год назад в больнице уже произошла революция – тогда бывшие пациенты Маркиз и Доктор захватили власть над "Домом" в свои руки, а врачей и санитаров облили смолой, обваляли в перьях и заточили в темницу. Теперь, на празднование годовщины революции, сумасшедшие пытаются инсценировать картину Делакруа "Свобода на баррикадах", где Революция - дочь нового главврача…

Что ж, героям удалось освободить пленников. Однако, избежав анархии, хаоса и вседозволенности, герои стали жертвами жестокого тоталитаризма. Жан больше никогда не выйдет из психушки и умрет здесь, по всей видимости, так же, как и его мать, оставив после себя лишь сломанную расческу, Маркиз и доктор подвергнутся наказанию, сумасшедших запрут в клетках. А юная дева Революция – окажется беспринципной нимфоманкой и  будет спать с новым доктором - так же, как прежде с Маркизом, старым доктором и Жаном Берло…

Все это дополняется анимационными вставками, представляющими "жизнь" постоянно перемещающихся, танцующих под звуки "Марсельезы", саморежущихся и совокупляющихся кусков мяса, свиных языков и лошадиных черепов. Тошнотворные картины на фоне действительно красивого замка, карет, свечей, изысканных костюмов лишний раз напоминают, что все мы – не что иное, как кусок мяса, наделенный языком. И не зависимо ни от чего от всех нас в итоге останется только изъеденные червями череп и кости. И однажды, бросившись в отчаянии на баррикады, мы все равно попадем в мясорубку и станем фаршем…

Так или иначе, критики уже сегодня ставят работу Яна Шванкмаейра в один ряд с  шедеврами таких корифеев чешского авангардного кинематографа, как Юрай Херц ("Поджигатель трупов" (1968), Карел Земан ("Украденный воздушный корабль" (1966), Милош Форман ("Гори, гори, моя паненка, или Бал пожарников" (1967), Вера Хитилова ("Маргаритки" (1966), Иржи Менцель ("Поезда под строгим наблюдением" (1966), Петр Зеленка ("Хроники обыкновенного безумия" (2005) и другими. И при этом "Безумие" является своеобразным продолжением ленты "Фауст" (1994 год) самого Яна Шванмайкера.

Режиссер: Ян Шванкмайер
Сценарий: Ян Шванкмайер 
В ролях: Павел Лиска, Ян Триска, Анна Гейслерова, Ярослав Дусек, Мартин Хуба, Павел Новы, Стано Дансяк, Иржи Крытиняр

Ирина Курбанова, RUTV