Новости

Заслуженные "Лавры" документалистов

Документальное кино прочно утвердилось на отечественных экранах. О возросшем интересе к этому жанру говорят результаты прошедшего в начале декабря в Москве фестиваля документальных фильмов, претендовавших на Национальную премию "Лавр" в области неигрового кино и телевидения. Наш корреспондент побывала на шестой по счету церемонии.

На этот раз за обладание бронзовыми "Лавриками" в 10 номинациях боролись свыше 300 фильмов и программ - еще пару лет назад их было не более ста. Оценивали их известные мэтры кинодокументалистики и другие деятели культуры:  Лев Николаев, Виталий Вульф, Андрей Герасимов, Виталий Манский, Анатолий Малкин, Владимир Молчанов, Андрей Разбаш и другие.

Торжественная церемония вручения премии прошла при переполненном зале. Номинантов объявляла известный телекритик Ирина Петровская, а вести вечер ей помогали музыканты из группы "Ногу свело". Многих удивил выбор соведущих: в прошлом году на месте ребят был Денис Мацуев, чей репертуар, конечно же, более серьезен и торжественен, нежели, к примеру, развеселая песенка "Свинка", предложенная изумленной публике. Тем не менее присутствие на сцене молодежной группы явно пошло на пользу церемонии: появление музыкантов заметно оживляло не желавших аплодировать зрителей.

Это был не единственный сюрприз. Объявление номинантов в каждой категории предваряли небольшие пантомимические сценки, призванные олицетворять разновидности документального кино. Выпархивавшие на сцену мальчики и девочки с мячами, стаканами, веслами и лентами представляли то арт-фильм, то документальный сериал, то телевизионный репортаж, удивляя публику неожиданностью ассоциаций.

Во всем остальном церемония прошла вполне традиционно и без излишней помпы: мэтры кино и телевидения вскрывали конверты, счастливые номинанты говорили слова благодарности. И было заметно, что многие действительно не рассчитывали на победу: режиссеры и операторы выходили на сцену в будничной одежде, волнуясь, искренне радуясь, путаясь в словах и уже традиционно называя Сагалаева Эдуардом Сагалаевичем.

Убедительную победу одержали документалисты телеканала "Россия", получившие два "Лавра" и целых пять номинаций. Первая награда досталась фильму Александра Смирнова "Мао и Чан. Русские дети" – в категории "Лучший научно-популярный фильм", а вторая – лучшему документальному сериалу "Георгий Жженов. Русский крест" Сергея Мирошниченко.

Почетную премию "за вклад в кинолетопись" получила Марина Голдовская, известнейший практик и теоретик документального кино и телевидения, которая специально прилетела из Соединенных Штатов.

Лучшим неигровым фильмом на кинопленке была признана лента Натальи Гугуевой "Тимур. История последнего полета". Вручавший премию Валерий Тодоровский посетовал, что 90% людей не отличают фильмы, снятые на пленку от цифрового изображения, но искренне порадовался тому, что на пленку все же еще снимают. По его словам, такие документалисты – люди "особые и немного сумасшедшие, без которых было бы скучно". 

Награды в категории "Лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео" вручал Эдуард Сагалаев, чей фонд учредил и спонсирует эту номинацию. В этот раз премию в 6 тысяч долларов пришлось поделить пополам: жюри одинаково понравились фильмы "Дикий-дикий пляж" Александра Расторгуева и "Под открытым небом" Армана Ерцияна. Последний также стал победителем в номинации "Лучший короткометражный неигровой телевизионный фильм". Зато творческая группа Александра Расторгуева получила из рук Сагалаева еще один, специальный, приз - "Золотую камеру" - и это несмотря на то, что сам Расторгуев признался в нелюбви к своей профессии.

Лучшим оператором стал Эдуард Кечеджиян, работавший в творческой группе фильма "Дикий, дикий пляж". Лучшим телевизионным репортажем жюри сочло детище Ольги Филатовой "Рабы любви"; лучшим документальным дебютом – фильм Натали Назаровой "Фрида на фоне Фриды", который был номинирован сразу в трех категориях. К слову, в данном случае мнение зрителей не совпало с мнением киноакадемиков. Люди, голосовавшие на виртуальном портале Rambler Vision, назвали лучшим дебютом фильм "Мечтатели" Веры Водынски – ее лента получила  700 голосов.

Безусловной интригой вечера стало объявление победителя в номинации "Лучший полнометражный неигровой фильм", и немудрено: за это звание изначально боролись целых 60 картин. Но "Лаврик" достался только одной – ленте Петра Мостового "Сцена", горячее желание посмотреть которую (еще до вскрытия заветного конверта) высказали как Ирина Петровская, так и Тина Канделаки, признавшаяся в большой любви к документальному кино. Победителю хлопали громко и увлеченно: видимо, в этом случае симпатии жюри и зрителей в зале полностью совпали.

Людмила Хлобыстова, RUTV