Новости

Комедия как противоядие насилию

Фильм Дарко Митревски - это первый совместный проект Македонии, Италии и Великобритании с интернациональным составом актеров. И, по иронии судьбы, - вторая картина македонского режиссера. Бюджет ленты, снятой на родине Митревски, составил 1,3 миллиона евро. В мае 2005 года "Бал-кан-кан" был представлен итальянской стороной на Каннском кинофестивале, а на ХХVII Московском кинофестивале он получил третий диплом. В начале декабря картина вышла в российский прокат.

Действие ленты начинается тревожно и мрачно: морг, трупы под простынями, голые окоченевшие ступни с бирками на больших пальцах... Серьезно настроенная публика ждет леденящей кровь предыстории, и тут… покойники начинают неспешный разговор, знакомятся друг с другом, выясняя попутно, что же такое "Македония" - салат, марка сигарет или все же маленькая страна на Балканах, где идет нескончаемая война. Вновьприбывший итальянец Сантино подхватывает нить разговора и начинает свой рассказ об этой малоизвестной стране, населенной сумасшедшими людьми, забывшими о мире и покое…

"Бал-кан-кан" - это история убежденного пацифиста, обычного маленького человека, которого жизнь вынудила взять в руки оружие. Миролюбивый и в высшей степени спокойный, он все равно обречен убивать и подставлять себя под пули. Как ни прячься от войны в курятнике и в холодильнике, нахлобучивая на голову бумажный пакет, закрывая глаза и затыкая уши, реальность догонит, всунет в руки автомат, заставит стрелять - пусть и во имя защиты своей собственной жизни и жизни детей. Существование трусоватого македонца с невероятным именем Трендафил Каранфилов связано с войнами самым роковым образом. Каждое мало-мальски значимое для него событие ознаменовано началом крупных военных конфликтов: то в Никарагуа разразится война, то Пиночет переворот устроит, то в Боснии объявят военное положение. А простоватому и недалекому Трендафилу всего-то и надо, что право на частную жизнь - но не судьба.

Спасаясь от службы в армии, Трендафил с женой и тещей бежит в Болгарию. По пути теща умирает, а похоронить ее в чужом государстве - целое дело, ибо "здесь вам не Макдоналдс, места заранее заказывать надо". Бренные останки бабушки Зумбулы заворачивают в ковер, который… похищают неизвестные. На помощь отчаявшимся Каранфиловым приезжает брат Трендафила из Италии, и вдвоем они отправляются на поиски почившей. Далее события принимают совсем неожиданный оборот; нелепости (что самое обидное, вполне узнаваемые) громоздятся на нелепости, с экрана доносятся выстрелы, звон разбитых бутылок, всхлипывания и проклятия. Круговорот красок, звуков, плясок (вот вам и канкан) превращается в настоящее карнавальное действо.

Стилистика ленты очень напоминает своей бесшабашностью шедевры Эмира Кустурицы, с которым часто сравнивают Дарко Митревски. Тот же задор, те же проблемы и национальные конфликты, этническая музыка и иссиня-черный юмор, кровные узы и дружба, замешанная на контрабанде. Даже количество наркотиков - то же, их здесь исчисляют упаковками, килограммами или сразу телегами.

Публика, надо сказать, смеется в голос над этой смесью черного юмора, гротеска, пафоса и трагизма, провожая в небытие свежие трупы без особого сожаления - до поры до времени. И возможно, подобное смешение приемов и жанров окажется более убедительным и доходчивым, нежели прямолинейные агитки и листовки, а взрывы хохота отобьют у кого-то охоту устраивать взрывы настоящие. Изображение войны не только как дикости, гнусности и мерзости, но и как нелепости и глупости - достаточно мощное противоядие агрессии и насилию. Хотя в конце концов режиссер все же сбивается на патетику, обращаясь к штампованным ходам: лозунги типа "все люди - братья" и "мы - дети одной галактики" явно вертелись у него в голове во время съемки финальных сцен ленты, оказавшейся в результате и притчей, и трагедией, и комедией в одном флаконе.

Дарко Митревски (режиссер): "Фильм будет провоцировать ваш смех в начале, в середине он перерастет во взрывы хохота, а в конце у вас будет за него чувство вины. Мой фильм о маленьких людях, которые никогда не были в центре внимания газет и не являлись звездами телепередач, показываемых в прайм-тайм. И хотя они неизвестны, у них есть свои собственные истории героических поступков и высоких чувств. Герои фильма оказываются в гротескных ситуациях, которые изменяют их жизнь и делают их лучше…"

Людмила Хлобыстова, Ирина Курбанова, RUTV.ru