Новости

Грязная работа "шумовиков"

В любом фильме есть музыка, есть разговоры, а есть - шумы. И далеко не все шумовые эффекты картины записываются на площадке, непосредственно во время съемок. Потому что шумы, привезенные со съемок, за редким исключением, режиссеров не удовлетворяют.

Никакой компьютер не поможет решить проблему недостатка шумов - в электронных базах данных имеются далеко не все звуки. Так что создателям фильма рано или поздно приходится идти в студию шумовых эффектов, где работают настоящие специалисты по созданию звуков с помощью самых обычных предметов. Зачастую шумовой эффект, который используется в фильме, - сложная комбинация нескольких звуков, то есть результат манипуляции несколькими предметами.

Уайли Стэйтман (звукорежиссер): "Например, нам нужен звук полета стрелы. Несколько разных свистов и шелестов, 4 или 5 звуков вместе составляют шумовой эффект полета одной стрелы. Если нам нужно "озвучить" целый рой летящих стрел, мы просто размножаем этот комбинированный звук. А на примере огня  можно продемонстрировать, как сила записываемого звука зависит от расстояния источника звука до микрофона. Факел... Чем ближе ты подносишь его к микрофону, тем мощнее получается звук. Если он далеко - это костер, если очень близко - это уже грандиозный пожар".

Но если создатели игрового кино могут обойтись без студии шумовых эффектов, то аниматоры без нее, как без рук. Мультипликационные персонажи физически не могут издавать никаких звуков, а значит шумовое оформление их действий приходится придумывать с нуля. Зато здесь нет никаких правил и ограничений для полета фантазии.

Рэнди Том (дизайнер звука): "В фильме "Суперсемейка" есть сцена охоты на велогондолах. Никто из нас точно не знал, как должны звучать велогондолы. Поэтому мы взяли и записали звук затачиваемых ножей, острых металлических лезвий, трущихся друг о друга".

"Шумовики" - люди творческие, с богато развитой фантазией и уникальной способностью найти применение любому барахлу. В свои студии они приносят самые неожиданные вещи, исповедуя принцип "вдруг пригодится". Зачем, например, выбрасывать старый бамбуковый стул, если его спинка так великолепно скрипит - совсем как ветка, на которой раскачивается анимационный медведь? В умелых руках "шумовика" даже переспелый арбуз может запеть.

Пит Бергис (специалист по шумам): "Это самая приятная часть нашей работы. Хоть и грязная".

Однако, как и в любом творческом процессе, в подборе шумов надо знать меру. Весь фокус в том, чтобы найти такой шумовой эффект, который бы максимально подходил изображаемому на экране действию, но ни в коем случае не отвлекал бы на себя внимание зрителя. Иначе это будет уже не кино, а радиопостановка.

По материалам программы "Синемания"