Новости

Юрий Беленький: "Кармелита" - это не "мыло"

Рейтинги сериала "Кармелита", идущего на телеканале "Россия", побили все рекорды. Ошеломляющий успех объясняется многими причинами. В первую очередь, по мнению продюсера теленовеллы Юрия Михайловича Беленького, это связано с необычностью темы - цыганская история о любовном треугольнике глубоко затронула романтические души русских женщин. Наш корреспондент Ольга Кроткова расспросила известного продюсера о достоинствах русских "мыльных опер", о секретах производства сериалов и, конечно, о "Кармелите".

- По какому принципу вы отбираете те или иные сценарии?

 - У нас особая технология, требующая опыта и подготовки. Как правило, сценарный материал со стороны не соответствует нашим требованиям. Для написания полноценного сценария, для работы в драматургии необходима профессиональная подготовка и опыт. Поэтому мы работаем не с потоком писем, а с конкретными авторами.

- Почему вы обратили внимание именно на сценарий "Кармелиты"?

 - В истории должен быть потенциал на большое количество серий - на 100-200. Мы сейчас снимаем ленты не менее ста серий. Мой сопродюсер и директор объединения Елена Имамова принесла всего лишь одну страничку. Там было написано, что это - цыганская история о любовном треугольнике между красивым цыганом, красавицей-цыганкой и русским парнем, история, которая имеет свое развитие, и под конец выясняется, что на самом деле цыганка - русская, что означает - ее любовь с русским вполне может быть реализована. После прочтения такого синопсиса любому нормальному человеку становиться понятно, что это никак не меньше ста серий, ведь ситуация-то тупиковая, страсти кипят, сердце горит, любить хочется, а деваться-то некуда, ведь повязано все кровным родством. И это очень реально, ведь действительно есть и сейчас законы цыганских общин и семей, по которым браки они стараются устраивать только друг с другом. Наверное, чтобы не терять свои этнические особенности. Соответственно, мы получаем классический тупик. А как только в истории получается так, что сердце хочет, а реализовать желание не может, нам сразу понятно, что есть определенный потенциал. И, безусловно, сразу становится понятным и то, что эта история красивая, музыкальная, костюмная, длинная и будет любима народом. У нас в стране так исторически сложилось, что к цыганам какое-то особое, романтическое отношение. Ну а после были придуманы интриги, герои. Первоначально заявка была в виде некой сказки для взрослых и не была привязана ни к какой стране и времени. Тот же сюжет мог быть разыгран и в Румынии, и в Венгрии, и даже в Cредние века. И только потом, в работе со сценаристами, обрела эта история и плоть, и кровь. Обрела она и злодеев, которые зачастую "двигаются" лучше основных героев. В итоге мы и получили ту "Кармелиту", которую знаем теперь.

- Приступая к съемкам "Кармелиты", Вы ожидали настолько высоких рейтингов?

- Нет. Мы очень надеялись, что все будет хорошо, и очень боялись, что что-нибудь не получится. Честно говоря, были очень большие опасения. Ведь при работе со сценарием мы тематически поделили героев на цыган и "нецыган", поделили линии, чтобы соблюсти политкорректность, поделили "подлецов", чтобы они не были только одной национальности. Но когда был уже готов материал, мы поразились тому, насколько цыганская тема оказалось более выпуклой. Конечно, она яркая в смысле изобразительности: кони, юбки, танцы, песни. Нормальные люди, которые ходят в нормальных брюках, не метают ножи, не сбивают бутылки кнутом, они, конечно, в романтике явно проигрывают. И у нас было опасение: не перебор ли это, не надоест ли зрителю, не вызовет ли обвинения в неких проблемах со вкусом у создателей сериала, хотя мы хотели все сделать умеренно, достойно и органично с точки зрения драматургии. Поэтому первые серии, как и должно быть, мы давали на суд зрителей с большим опасением.

- На какую аудиторию вы нацеливались, снимая "Кармелиту"?

- Это в первую очередь женщины. Хоть меня и уверяют, что это - старшие женщины, от 30-ти, я глубоко уверен и знаю, что сериал смотрят женщины от 3 месяцев и до самых преклонных лет. Факт остается фактом. Бывало, что у нас доля смотрящих и за 50% зашкаливала (учитывается среднее количество человек, смотревших "Россию", от общего числа зрителей, у которых работал телевизор в данный момент времени - прим. ред.) А это показывает, что смотрели не только женщины, но и другие категории: и молодежь, и мужчины, которые в это время имеют возможность сидеть возле телевизоров. В сериале есть экшн, есть совершенно мужские игры, связанные с криминалом, связанные с метанием ножей, со стрельбой - такие мальчишеские немного. Есть и приключения. Очень много юмора на самом деле, потому что как-то так получилось…

- Как происходил подбор актеров?

- Очень трудно иногда подобрать актеров, чтобы они потом сложились в ансамбль. Во-первых, они должны быть хорошими, во-вторых, они должны в какое-то время слиться друг с другом, как семья. Не важно, в каких отношениях по сценарию герои находятся друг с другом. Актеры должны чувствовать себя командой. В "Кармелите" это удалось. Спасибо огромное, прежде всего, Ирэне Морозовой, Вадиму Андрееву, Степану Старчикову, Николаю Лекареву, Саше Суворову, Денису Матросову, Александру Фурсенко с его семейством - потому что весь табор у нас на самом деле большей частью состоит из семьи Фурсенко, Наде Бахтиной, конечно, Кармелите нашей замечательной - Юлии Зиминой, Жемчужной Ляле. Выбирали ведь мучительно, очень долго, очень трудно.

- Актеры сразу согласились сниматься в сериале?

- Согласились практически все сразу, были сомнения только у Нади Бахтиной, которую разрывали тогда несколько проектов. Это не тайна - Надя очень хотела сыграть Кармелиту, а Зимина была утверждена в качестве Люциты.

- Почему же произошли изменения? Юлию, так скажем, повысили в Кармелиты?

- Вы знаете, я против того, чтобы говорить "повысили": это две очень яркие равноценные роли, собственно, как и все остальные, потому что у каждой есть свое место. Скажем так: почему перевели в Кармелиты. В какой-то момент, когда у нас появились Суворов и Ильин и начали составлять вот этот треугольник, показалось, что, как в колоде карт, Зимина-Суворов-Ильин составляют более правильный треугольник. Когда мы поставили Надю Бахтину рядом с Миро, увидели ее очень выразительный, страстный и очень грустный взгляд, который у нее бывает… Она иногда смеется, разговаривает, а у нее глаза все время печальные, как озера. И мы поняли, что, наверное, вот именно здесь безответная любовь-то скрывается...

- В "Кармелите" очень нетрадиционный для сериала финал - гибель главного героя, Максима Орлова. Обычно в романтических мелодрамах торжествует любовь, и все счастливы. Почему вы решились на такой поворот сюжета? Зрители очень переживают по этому поводу.

- Вопрос достаточно коварный… Вы знаете, какая штука: во-первых, Максим погиб не в конце. Завершение истории - это то, о чем на форуме вашего сайта до окончания сериала, думаю, будут строить прогнозы. Но несколько раньше на том же форуме нас засыпали письмами, публика поголовно – от 2 месяцев и старше в женской части - влюбилась в Миро. И то, что Кармелита еще в чем-то сомневается, выбирая Максима… Для Леши Ильина это, конечно, никак не обидно, он сыграл свою роль. Кроме того, существует жизнь, которая много что меняет. "Кармелита" снимается блоками. Мы в иные моменты даже не знаем, сколько у нас будет серий. Мы анализируем рейтинг и немножко перестраиваем свою работу. К сожалению, у нас в этом отношении возможностей гораздо меньше, чем в Латинской Америке, потому что другой климат. Там эфир опережает съемки на 3 недели. То есть, если у них падение рейтинга, они начинают анализировать, и в течение трех недель могут заменить героя, переписать линию, вообще поменять жанр - сделать все что угодно. У нас по-другому, потому что натуру мы снимаем на год вперед. Мы должны иметь сценарий или заготовки на год вперед. Летом снимаем сразу все, что должно произойти. И это перестроить достаточно тяжело. Тем не менее мы увидели большой интерес к герою Миро (Саша Суворов), увидели, что зрители хотели видеть с ним Кармелиту. Мы подчинились зрителю. Параллельно у Леши Ильина оказалась еще дополнительная работа – он очень востребованный актер, он и раньше отказывался от предложений, чтобы играть в "Кармелите". Он ушел из сериала героем, мы Максима ни в коем случае не наказали, а зрители получили, что хотели видеть. Подчеркиваю, что это не финал истории, а, наоборот, новая линия, потому что девушке надо оправиться после гибели любимого, открыть свое сердце новой жизни, новой любви. Тут опять встает вопрос потенциала на несколько десятков серий.

- Зрители знают, чем занимаются актеры, режиссеры, операторы и т.д. Это – привычные слова. А каков круг обязанностей продюсера? Каково быть продюсером столь масштабного проекта?

- Если ответить просто… Пример. Чем занимается дирижер? Двадцать человек поют, они должны петь в унисон. Все происходит по мановению палочки дирижера. Продюсер – это человек, который дирижирует дирижерами. Есть режиссер съемочной группы, есть группа подготовки, есть главный автор, который пишет сценарий, есть финансовые службы, музыка и т.д. Абсолютно все. У каждой группы существует свой дирижер. Например, Александр Вавилов – наш главный монтажер, который руководит выходом целой серии, большой мастер своего дела. Мы работаем вместе почти 10 лет, и весь материал проходит через его руки. Есть у нас еще дирижеры. Это Лена Нечаева – наш главный редактор. Лена Имамова, которая и директор, и руководит этим огромным производственно-финансовым огромным механизмом. Весь наш павильон, а это 5 тысяч метров – дело ее рук. Володя Щербин – наш дирижер по звуку. Мы работает много лет вместе. Каждый из них руководит своим оркестром. Наша жизнь в телевидении – это большой корабль. Наверху, в шезлонгах, с коктейлями в руках, едут пассажиры первого класса – это зрители. Палубой ниже ходят офицеры в синих мундирах, фуражках, с трубками, они отдают команды. Это – руководство каналов, вещатели, заказчики. Ниже – столовые, кафе, где бегают стюарды, носят заказы. И т.д. до самого низа. И вот в самом низу находится кочегарка, машинное отделение, где бегают по пояс голые, черные от мазута, грязи и угля работники, которые забрасывают в топки уголь, чтобы судно двигалось, а наверху было приятно. Мы – это и есть люди в мазуте. Причем мы работаем круглосуточно – по две, три, а то и четыре группы и днем, и ночью. И по-настоящему хороший продюсер должен сделать три вещи: чтобы и денег хватило, чтобы качество было обеспечено, чтобы продукт был поставлен в срок.

- Почему сериалы называют "мылом"? Не обидно ли вам вкладывать столько сил, времени, энергии, а потом слышать - "мыло"?

- Мне совершенно не обидно. По источникам, первое "мыло" появилось в Америке в начале 30-х годов - "Раскрашенные мечты", мелодрама, и какая-то комедия. С тех пор они являются основным жанром теленовеллы. Они делались на деньги компаний, которые выпускали различные моющие средства. Поэтому-то теленовеллы назвали "мылом". Это в России все, что больше 10-ти серий, называют "мылом". На самом деле это не так. Существует много разных градаций. То, что мы делаем, называется не "мыло", а теленовелла. "Мыло" - это действие, которое не имеет ни начала, ни конца, это вырванный кусочек жизни. Классический пример - "Санта-Барбара" - стопроцентное мыло. Или "Скорая помощь" - высококачественное, классное, дорогое, но "мыло". Разрабатываются линии разных героев, то одна, то другая выходит на первый план, в зависимости от того, насколько она удачна. А мы делаем теленовеллу, мы всегда знаем, чем дело кончится, как ни странно. Мы точно знали, чем должна кончиться линия каждого героя. У нас есть главная героиня - Кармелита, вокруг которой вращается действие.

- В чем отличие наших и зарубежных "мыльных опер"?

- Они начали делать "мыло" в начале 30-х. А мы начали производить "мыло" - как индустрию - примерно три года назад. Я не верю в особый путь для России. В чем-то мы догнали мир, у нас свой опыт. Но законы для всех одинаковы. В этом я согласен с Марксом. В первую очередь - экономические законы. И вот пока они не сложились в нашей стране так, чтобы "мыло" стало выгодным, востребованным… По большому счету отличий нашего и их "мыла" нет, все уже изобретено, все уже известно, но мы очень любим строить и преодолевать трудности - это и есть наша особенность. Мы всего лишь строим велосипед, на котором все уже давно ездят. Мы смотрели, как работают сериальщики в Бразилии, в Аргентине, нового мы ничего не увидели, никакого особого отличия. Но нам пришлось все изобретать с 1992 года самим. Таким образом, главная особенность нашего мыла - у них по 50-70 лет за плечами, а у нас - 3 года. Но мы их догоним быстро и придем примерно к такому же положению, к такой же технологии и прочее. Но пока очень мало продюсеров, мало компаний занимаются теленовеллами. Всего две компании, фактически. А потребность – огромная.

- Есть ли школа для производителей сериалов?

- Учим в Творческом телевизионном объединении. Даже люди из кино, которые приходят к нам, не знают технологию. Технология кино отличается от нашей. Близка, но отличается. Но систематически этому не учат пока нигде. Пока все осваивается только на практике.

- Как вы думаете, реальная жизнь похожа на "мыло"?

- Очень, более того, она так похожа на мыло, как ни одно мыло не изобразит. В жизни происходят случайные встречи, люди через 20 лет случайно встречают друг друга на улице. Я знаю одну такую историю, когда мать с сыном, которые потеряли друг друга, однажды оказались в одном автобусе на соседних сидениях и только через неделю узнали, что это они и были… Я знаю одного мужчину (не берусь его судить или хвалить), у которого были две семьи и два ребенка, которые родились в этих его двух семьях, и однажды эти дети встретились на вокзале друг с другом, а потом разъехались… Этого не придумаешь. Мы фильтруем иногда жизнь, не переносим целиком жизнь на экран - не поверят зрители. Ко мне приходят и говорят: "А вот в жизни было то-то и то-то". Не поверят! У меня лежит одна история, основанная на реальном случае из жизни - мужчина не узнал свою любовь 20-летней давности. Сошлись молодые люди, но под давлением обстоятельств они разлучились, а через 20 лет оказались на одном курорте в соседних номерах. Она его узнала, а он ее - нет. Она подошла, заговорила и рассказала кое-какие факты из его биографии. А он работал на закрытом производстве, о чем говорить ему было запрещено. 20 лет назад он ей кое-что о своей работе говорил. А тут подходит незнакомая женщина, которая знает о его работе. Он собирается позвонить в спецслужбы - как положено в таких случаях. Но его что-то останавливает, и потом она говорит, кто она. Когда я показывал эту историю, уже наполненную драматургией, все говорят, что история высосана из пальца и такого не может быть...

- И последний, традиционный вопрос. Ваши творческие планы.

- Сейчас в работе находятся сразу два грандиозных проекта, которые, уверен, станут приятным сюрпризом для зрителей канала "Россия". Но секретов раскрывать не буду...

Ольга Кроткова, RUTV.RU