Новости

Московская фабрика грез

Более 80 лет назад был открыт "Мосфильм" - отечественная "фабрика грез". Первой работой, вышедшей из именитых стен, стал фильм Бориса Михина "На крыльях ввысь". За всю историю существования киностудии здесь "родились" 2,5 тысячи картин, и сегодня "Мосфильм" - крупнейший киноконцерн Европы, оснащенный по последнему слову техники.

Первое, что привлекает внимание посетителей "Мосфильма", - музей ретро-автомобилей. Здесь выставлены самые настоящие машины, на которых в любой момент можно умчаться из музейного зала на съемочную площадку. Эти авто - тоже своего рода артисты, причем некоторые из них стали не менее популярны, чем сами киноленты, режиссеры и актеры.

Например, "Волгу" ГАЗ-21 серовато-голубого цвета сразу вспомнит даже неискушенный зритель. Именно ее угонял Юрий Деточкин в фильме "Берегись автомобиля". Машину снимали еще в ряде лент, перекрашивая то в желтый, то в зеленый, то в голубой цвета. "Мерседес-бенц" 1938 года выпуска в первую очередь известен по картине "Семнадцать мгновений весны", хотя на этом его подвиги не заканчиваются. Здесь же в залах можно увидеть и "ЗИС-110" - настоящую правительственную машину, которая по завершении эксплуатации была списана, но, попав на "Мосфильм", обрела вторую жизнь и "сыграла" в фильмах "Похороны Сталина", "Чистое небо", "Круг". Тут же находится и бронеавтомобиль "Остин-Путиловский" из картины "Служили два товарища", и даже карета середины XIX века, использованная в фильмах "Анна Каренина" и "Война и мир". А также - тот самый "муровский" автобус, на котором Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловили Фокса.

Но если автомобили на "Мосфильме" настоящие, то практически все остальное - бутафорское. Очень часто для съемок той или иной картины изготавливают специальные небольшие макеты, которые неплохо имитируют города, корабли, самолеты. Зритель практически никогда не отличит на экране макет от реального объекта, не поймет, настоящим ли был город, над которым летели Руслан и Черномор, или он весь, с домами и церквями, может поместиться на одном столе. Кстати, использование макетов довольно сильно сокращает бюджет картины: построить настоящий флот все же гораздо сложнее, чем разместить все корабли в ванной...

Во дворе "Мосфильма" стоит ветродувная установка - вдруг кому-нибудь понадобится сильный ветер. Разумеется, этот большой вентилятор современнее и мощнее, чем тот, который так сексуально раздувал юбку Мэрилин Монро.

Но все ветровые и снеговые установки вместе взятые далеко не самая важная часть кинофабрики. На общей площади в 10 362 квадратных метра расположены 13 павильонов "Мосфильма". Полезная площадь самого маленького из них равна 237 квадратным метрам, а самого большого - 1 618. Павильон № 1 - самый большой - был построен в 1932 году, и сам Сергей Эйзенштейн снимал в нем свои картины. Именно здесь родились фильмы "Цирк" и "Весна", ставшие классикой отечественного кинематографа. Кстати, именно для "Весны" Григория Александрова в 1947 году изображение статуи "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной было смонтировано с изображением Спасской башни Кремля. Этот кадр и стал впоследствии эмблемой всего киноконцерна. 

Между прочим, ни в одном павильоне нет окон, так как дневной свет мешает съемочному процессу. Также обязательна полная звуконепроницаемость. В помещениях высотой пятнадцать метров выстраивают декорации, для которых вначале рисуют эскизы. По завершении работы над фильмом декорации разбирают: сами деревянные панели сохраняют, а все, что на них было наклеено, выбрасывают. Проводить съемки в павильоне сегодня очень дорого, но режиссеры и продюсеры стоят в очереди годами, лишь бы получить доступ в святая святых.

"Мосфильм" - это еще и гримерный и пастижерный цеха. Здесь изготавливают специальный актерский грим, который ничего общего с обычной косметикой не имеет. Тут же производят и специальную "киношную" кровь, которую литрами закупают режиссеры. Например, только для фильма Алексея Балабанова "Жмурки" понадобилось более 50-ти литров "крови". Также здесь делают любые парики, как правило из искусственных волос. Основой для разнообразных усов, бакенбардов, бровей и прочих атрибутов накладного грима лица является шерсть яка.

Есть на территории "Мосфильма" и целый город начала XX века с улочками, вымощенными брусчаткой и булыжником, церквушками, домами, кофейнями, часовыми мастерскими, гостиницами и парикмахерскими. И хотя городок ненастоящий, здесь не повторяется ни одна из улиц, все модели домов "позаимствованы" из разных городов, стены зданий все время перекрашиваются, фонари и купола выполнены из пластика или из пенопласта.

"Мосфильм" сам по себе - отдельная планета, целый мир, в котором есть все и возможно невозможное. И вряд ли это требует специальных доказательств.

Ирина Курбанова, RUTV.ru