Новости

Кино обманывает зрителей

Кино всегда обманывает зрителя. Особенно это касается географии. Зритель сидит в кинотеатре и думает, что видит на экране Африку, а это – Гавайи. Он полагает, что перед ним настоящая Арктика, а на самом деле – это американский штат Юта. И все же, всегда можно найти объяснение тому, что действие происходит в одной точке планеты, а снимается – совсем в другой.

Джоэл Шумахер (режиссер): "Мы снимаем на 5-ой улице в Лос-Анджелесе, хотя действие фильма "Телефонная будка" происходит на 53-ей улице в Нью-Йорке. Но там сейчас слишком холодно, поэтому мы перебрались сюда".

Итак, неподходящие для съемок погодные условия – это первая причина отказа от желанной географической точки. Вторая причина гораздо серьезнее: нестабильная политическая ситуация. К примеру, угроза войны в Ираке в 2003-м году заставила создателей фильма "Троя" отказаться от работы недалеко от Ирака, в Марокко.

Вольфганг Петерсен (режиссер): "Из-за сложившейся политической ситуации ехать в Марокко было опасно. И единственное подходящее место мы нашли в Мексике, на другом конце земли".

Соображения безопасности – это главный мотив для отказа от работы непосредственно на месте действия. Создатели фильма "Роман с камнем" не могли снимать в Колумбии - там часто похищали людей. Амазонские джунгли оказались слишком опасным местом для членов съемочной группы фильма "Сокровище Амазонки" - там на них напали вооруженные аборигены и ограбили.

Питер Берг (режиссер): "И мы решили, что безопасней будет снимать фильм на Гавайях. Там тоже есть живописные места, ну вылитые джунгли".

А иногда режиссеры просто не видят необходимости отправлять экспедицию на место действия. Например, Жан-Жак Анно, автор фильма "Враг у ворот", сразу решил, что снимать сталинградскую битву в непредсказуемой России он не будет. Сегодня мало кто помнит, как выглядел разрушенный Сталинград во времена Великой Отечественной войны – значит, его можно снять и в Германии.

Жан-Жак Анно (режиссер): "Но в этом и состоит красота и преимущество кинематографа – он способен перенести зрителя в такие места, куда нельзя попасть, просто купив билет на самолет".

Верно. Билет на самолет в Рим не гарантирует того, что вы попадете в Нью-Йорк XIX века, который построил там Мартин Скорсезе. Вопрос – почему он не снимал свои "Банды Нью-Йорка" в самом Нью-Йорке? Да потому, что там сегодня развернуться особо негде, и съемки обходятся дороже, чем в Риме. А кинематографисты предпочитают ездить туда, где дешевле. Или туда, куда ближе. Зачем, например, тащить из Америки в монгольскую пустыню съемочную группу фильма "Полет Феникса", если на полпути есть другая пустыня – Сахара? Ну и что, что действие происходит в Монголии? Вряд ли найдется такой зритель, который отличит монгольские барханы от африканских.

По материалам программы "Синемания"