Новости

"Слышать цвет" в музыке

Говард Шор (композитор): "Чтобы сочинять музыку, нужна особая, неизменно тихая, спокойная обстановка".

Согласно нормам юриспруденции, только три человека считаются авторами фильма и имеют на него авторские права. Первый человек – режиссер. Второй – автор сценария. А вот третий – композитор. Мы задались вопросом – как же рождается музыка, которая звучит за кадром? Из чего вообще состоит этот процесс – сочинение музыки для кино?

Рюичи Сакамото (композитор): "Я всегда чувствовал, что я хорошо понимаю эти два мира – мир музыки и мир кино. Я стараюсь слушать то, что режиссер хочет сказать, какой представляет музыку в своем сознании. И я должен перенести его представление о музыке в реальный мир, я имею в виду мир музыки".

Итак, после согласия композитора, начинается непосредственно работа. Прежде всего, автор музыки знакомится со сценарием или литературным первоисточником.

Эрик Серра (композитор): "Обычно режиссер пересказывает мне фабулу, даже еще не написав сценарий. Как только у него появляется замысел, он мне о нем рассказывает: "Я хочу сделать то-то и то-то". Я всегда так делаю, как только режиссер излагает замысел, я начинаю все это переваривать и осмысливать своим воспаленным мозгом".

Композитор пишет музыку, а режиссер одновременно снимает картину. И появляющийся видеоряд вносит свои коррективы в работу композитора.

Тед Дан (композитор): "Я хочу, чтобы моя музыка была как сцена в фильме. Я хочу "слышать цвет" в музыке. По-настоящему хорошая музыка к фильму должна выражать те слова или те значения, которые хотел сказать режиссер, но у него не было места и не было иного способа выразить их".

Наконец, после окончания съемок звук и изображение начинают монтироваться. И на этом этапе появляется окончательная версия музыкального ряда.

Говард Шор (композитор): "Запись - это часть процесса создания музыки. Это непрекращающийся творческий процесс сочинения, работы с оркестром, дирижирования. Возникает совершенно разная экспрессия, и музыка постоянно меняется до тех пор, пока ее окончательно не запишут. Запись – это конечный пункт работы с музыкой".

А потом музыка начинает жить своей жизнью, зачастую отделяясь от ленты, для которой она написана. И вот тогда, растиражированная на пластинках, музыка для фильма начинает гордо именоваться саундтреком.

По материалам программы "Синемания"