Новости

Скандальное кино

Если слава не имеет привкуса скандала, она живет недолго в наше время. Если художник создает заведомо провокационное произведение, значит, он рассчитывает именно на скандальную славу. По меньшей мере, глупо считать, что кинематографист не имеет амбиций и просто желает поделиться с миром своими мыслями без какой-либо для себя выгоды. Скорее, он хочет, чтобы о нем говорили, и говорили с определенной интонацией.

Пол Верховен (режиссер): "Бесспорно, я ставлю целью провоцировать и шокировать. Это мой метод. Я применяю его в тех случаях, когда это кажется мне необходимым инструментом, с помощью которого я донесу до зрителя смысл. Правомерно это или нет - я не знаю".

Однако, с провокаторами от кинематографа слава может сыграть злую шутку, как это произошло с Оливером Стоуном. Создавая своих "Прирожденных убийц" режиссер вряд ли мог предположить, что молодая парочка, посмотрев его фильм, выйдет из кинотеатра и начнет стрелять направо и налево. А ведь так в жизни и произошло. И семья одной из жертв подала на режиссера в суд, обвинив его в пропаганде насилия.

Оливер Стоун (режиссер): "Большинство американских зрителей не разглядело в "Прирожденных убийцах" сатиры. Сатира - это смех над собой. Нужно уметь смеяться над собой, чтобы увидеть наше общество в том гротескном масштабе, в каком я показал его на экране. Многие возненавидели мой фильм, многие говорили о том, насколько ужасающи мое видение и моя позиция. Но в этом-то и заключалась вся идея: мне нужно было быть безумным, всеподавляющим".

Правомерность тех методов, которые используют Стоун и Верховен, вполне бы мог оспорить Майкл Мур. Но у него есть более важные дела. Этот режиссер снимает безапелляционные документальные ленты, в которых выступает против крупных корпораций и крупных политиков, против распространения оружия и против насилия в жизни.

Майкл Мур (режиссер): "Мы убиваем друг друга и счет жертв все растет. Мы, фактически, убиваем больше, чем любая другая страна на этой планете. И какой же урок мы преподносим нашим детям? Урок, что насилие может быть допустимым способом разрешения конфликта?"

Повсюду Майкла Мура воспринимают как бескорыстного борца за правду. Но вот любопытный факт: в мае 2004-го года, как раз накануне Каннского кинофестиваля, Майкл Мур обнародовал решение компании "Дисней" запретить в Америке прокат его фильма "Фаренгейт 9/11". А официальный представитель "Диснея" заявил, что такое решение было принято годом раньше, и Мур об этом знал. Почему же режиссер ждал целый год? Не для того ли, чтобы создать шумиху на Каннском фестивале, где ему-таки вручили Золотую пальмовую ветвь?…

Так это и есть жажда славы. Но в этом, наверное, нет ничего плохого. Не будь этой жажды, Стоуны и Верховены складывали бы свои скандальные фильмы на полку, а Мур возглавлял бы демонстрации протеста с картонным плакатиком в руке.

По материалам программы "Синемания"