Новости

Троянский коктейль по-голливудски

Фабула эпоса о знаменитой войне, одной из самых долгих и кровопролитных в истории античного мира, известна многим. Почти десятилетняя осада мощной малоазийской крепости Троя, гарнизон которой противостоял огромному по тем временам, почти 50-тысячному войску ахейцев, вдохновила великого Гомера на создание поэмы. Патетическим языком Древней Греции описывает он клубок человеческих страстей, который все больше запутывается из-за вмешательства забавляющихся богов-олимпийцев, играющих в шахматы людьми-фигурками.

Решиться на экранизацию "Илиады", хотя бы даже по мотивам эпоса, по плечу не многим, и, безусловно, подобная смелость сама по себе достойна уважения. Масштабность полотна потребовала немалых денежных вложений - что-то около 200 миллионов долларов. Не испугало создателей и то, что прокат фильма вряд ли принесет хорошую кассу в Америке. Все-таки интерес к античной истории свойственен в большей степени европейцам. Для привлечения аудитории в ход пошла "тяжелая артиллерия" в лице бесподобного Брэда Питта, правда, мало похожего на грека в классическом варианте. Зато остальных завоевателей, которые оттеняют Ахилла-Питта, вполне можно принять за ахейцев: Шон Бин (Одиссей), Брайан Кокс (Агамемнон) и Брендан Глисон (почему бы Менелаю не стать рыжеволосым?) выглядят неплохо и при минимальном гриме. Троянский "коктейль" составили симпатяга и душка Орландо Блум (Парис), благородный старец Питер О’Тул (Приам) и колоритный Эрик Бана (Гектор).

В самом начале фильма авторы заявляют, что зрителя ждет сага о героях и любви. Однако… Большой Любви, той самой, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, маловато. Гораздо больше впечатляет романтическая и очень трогательная история семейных отношений Гектора и Андромахи (Саффрон Барроуз), выполненная несколькими очень яркими мазками. А вот красавица Елена (Дайан Крюггер) – причина войны и камень преткновения – очень бледный и невыразительный персонаж. Парис-Блум, уговоривший ее сбежать от мужа, пытается сыграть страсть и, как может, дает понять, что уж он-то от Елены без ума.

Орландо Блум (актер): "Он не задумывается о последствиях. Он все делает по наитию, и в этом сущность его характера. Его поступки определяет голос сердца, а не разума. Он любовник, а не воин. Просто очень импульсивный молодой человек".

Сама Елена настолько "темпераментна", что напоминает скорее мраморную статую (не путать с античными скульптурами, имеющими совершенно иные пропорции фигуры!). В общем, эта любовная история не вызывает душевного трепета ни у кого, кроме, разве что, родственников Париса, отдавших на заклание целый город, лишь бы не лишиться любимого сына и брата.

А теперь о войне. О, с этой стороны все в порядке! Клонированные на компьютере греческие суда могучей армадой подплывают к побережью, толпы статистов с громкими криками бегут друг на друга, потрясая копьями и мечами, великолепно поставленные поединки больше напоминают завораживающий ритуальный танец... Да, война в фильме получилась грандиозная и очень впечатляющая.

И в центре ее – могучий Ахилл, один из самых прославленных греческих героев. Когда он был младенцем, мать (нереида по имени Фетида) купала его в священной реке Стикс, держа за пятку. С тех пор единственное уязвимое место на его теле - эта самая "ахиллесова пята". Независимый и грозный воин не признавал над собой никакого главенства, что было причиной его постоянных конфликтов с другими властителями. Да и в самом себе герою приходилось сомневаться не раз.

Брэд Питт (актер): "Если Ахилл решит пойти на войну, он тем самым обречет себя на верную смерть. Но он ничего не может с собой поделать, и он выбирает войну. Хотя этот выбор не исключает дилеммы как таковой. Он все время думает над правильностью своего решения, в его сознании идет непрерывная борьба".

История любви Ахилла к плененной жрице Брисеиде (в "Илиаде"девушка не имела никакого отношения к семье царя Трои Приама) выполнена очень проникновенно и даже хочется верить, что вот-вот могучий воин бросит свое кровавое дело и удалится домой, чтобы растить детей и внуков. Но боги, которых в фильме нет, распоряжаются иначе…

Вообще создатель фильма Вольфганг Петерсен решил, видимо, взять божественные функции на себя. Жизни античных царей он обрывает с легкостью, одним взмахом режиссерской руки. Не ко времени убиты Агамемнон и Менелай, а любимцу Ахиллу, наоборот, подарены лишние часы жизни. Нарушаются родственные связи, да и вся война длится каких-то пару-тройку недель…

Неизменным остался только знаменитый троянский конь – поднять руку на эту деревянную громадину не решился даже Голливуд.

RUTV, "Синемания"