Новости

Сенсация в мире искусства

Литературная премия Александра Солженицына впервые вручена не писателям, а кинематографистам - создателям сериала "Идиот" по роману Достоевского. По всеобщему признанию, актерская работа Евгения Миронова стала главной составляющей успеха всего фильма.

Евгений Миронов до сих пор наизусть помнит едва ли не каждую страницу из "Идиота", а режиссер Владимир Бортко все еще по привычке называет его "князем". Притяжение Достоевского - разводят руками - это посильнее привычки будет.

Евгений Миронов (актер): "Я учил роль круглосуточно. Когда мои товарищи уезжали отдыхать или обедать я .. у меня просто книга, сценарий к руке прилипла. Лев Николаевич очень разговорчивый. Он иногда молчит, но если заговорит, то минут на 10-15. Говорит так хорошо".

По словам Бортко, он брался не за книгу, а за автора.

Владимир Бортко (режиссер): "Прикасался к великому писателю и соизмерял свои слабые силы с его гением. Единственное, чего я хотел в этом случае, - не навредить".

Не писателя или критика, а режиссера и актера литературной премией общественного фонда Александра Солженицина награждают впервые. Режиссера Бортко - за вдохновенное кинопрочтение романа. Артиста Миронова - за воплощение образа князя Мышкина.

Казалось бы, при чем здесь кино? Но ведь экранизировали литературную классику. И как экранизировали! Наталья Солженицина вспоминает, как вместе с Александром Исаевичем впервые увидела фильм.

Наталья Солженицина: "Мы сидели плечом к плечу в полном молчании. Обычно мы все комментируем. А тут не произнесли ни слова".

Десять серий, которые потрясли сначала телевизионный эфир, а потом библиотеки и книжные магазины: продажи "Гарри Поттера" бледнели перед спросом на русского классика. По мнению народного артиста РФ Михаила Боярского, люди устали от стрельбы и бессмыслицы на экране. "Хотелось, чтобы на экраны вышел фильм, который сделает нас духовно богаче", - говорит Боярский.

Владимир Бортко (режиссер): "Мне кажется принципиальным решением руководства телеканала "Россия" экранизировать один из сложнейших в творчестве Федора Михайловича Достоевского да и вообще в мировой литературе романов - "Идиот". Телеканал шел на колоссальный риск, показывая в течение десяти вечеров в лучшее телевизионное время историю, которой скептики предрекали полный провал. И то, что попытка эта оказалась успешной, свидетельствует о жажде зрителя приобщиться к вершинам человеческого духа. Премия для меня имеет прежде всего духовный характер. Что касается материального вознаграждения, я не могу его принять по одной простой причине: нельзя брать деньги за святые вещи".

К "Идиоту" обращались Пырьев, Вайда и даже Куросава. Но у Бортко получилось то бытовое правдоподобие, ради которого за пейзажными планами летали в Швейцарию. А интерьеры снимали в настоящей квартире Достоевского.

Оказывается, что такое действительно возможно - без фантастических бюджетов и спецэффектов, что бы там ни говорили скептики и те, кто привык снимать по другим рецептам. Для успеха вовсе не обязательны милицейские хроники и брутальные характеры. Пусть создатели "Идиота" и говорят, что это у Достоевского, а не у них высокий рейтинг. Мы-то теперь наверняка знаем, что в Россию вернулось большое кино и кто его настоящие герои.

По материалам программ "Вести", "Синемания", "Радио Маяк"