Новости

Бой на мечах не испугал Вигго Мортенсена

Актер с мечом выглядит куда более эффектно, чем, скажем, актер с пистолетом. Нажать на курок – дело нехитрое. Гораздо сложнее фехтовать длинной и тяжелой полосой стали – это целая наука, требующая долгих месяцев напряженной работы.

Боб Андерсон (постановщик боев на мечах): "Многие думают, что достаточно отрепетировать движения, и можно бежать к режиссеру, радостно крича: “Давайте снимать!” Нет, крайне необходимо назубок выучить последовательность движений для каждой отдельной сцены, чтобы при съемке двигаться четко и быстро, не задумываясь. Ведь это очень опасные трюки!"

Естественно, ни один режиссер не захочет рисковать жизнью актера. Поэтому, в зависимости от сложности сцены, ракурса съемки и крупности плана, стальные мечи чередуются с алюминиевыми, деревянными и даже резиновыми. Но среди актеров встречаются смельчаки вроде Вигго Мортенсена, который фиктивного оружия не признавал и на съемках "Властелина колец" дрался только настоящим мечом. А ведь поначалу он и держать-то его толком не умел!

Вигго Мортенсен (актер): "Первый раз прихожу на тренировку, наш тренер протягивает мне меч со словами: "На-ка вот, подержи". Я беру. И тут он дает команду, и на меня бежит целая орава вооруженных каскадеров. А я стою, прижавшись к стене, держу перед собой этот меч и не знаю, что с ним делать".

Но как бы лихо ни орудовал человек мечом "западного" типа, доставшимся ему в наследство от римлян и галлов, на фоне японского самурая он все-равно будет похож на медведя. Потому что самурай "управляет" своим мечом с кошачьей грациозностью и легкостью. Хотя легкость эта – всего лишь видимость.

Люси Лиу (актриса): "Самурайские мечи очень тяжелые. И тело нужно держать в особом положении, чтобы под тяжестью меча не клониться вперед, напрягать все мышцы. При этом наибольшая нагрузка приходится на бедра и предплечья".

Бой на самурайских мечах – это феномен, с особым языком и особой символикой. Он неотъемлем от прочих восточных боевых искусств, а следовательно, предполагает работу не только тела, но и души.

Эдриан Пол (актер): "Бой на мечах учит духовности, учит управлять своей энергией, учит пониманию, что мир превыше агрессии. Конечно же, это меняет во многом самого человека, меняет его взгляд на мир".

На экране любая драка на мечах смотрится красиво. И в этом заслуга не только актеров. За каждым взмахом меча стоит целая армия профессионалов, которые не имеют права на ошибку. Если постановщик боев отвлечется, то изысканный боевой танец превратится в балаганную пляску. Если координатор по оружию вовремя не подсуетится, то актеры друг друга покалечат. Если режиссер не доглядит или монтажер неправильно склеит кадры, то зритель увидит, как мечи колышатся на ветру и сгибаются от малейшего прикосновения. И тогда иллюзия реальности рассыплется в прах. И зрителю станет ясно, что сценический бой на мечах – это всего лишь трюк, уловка, фокус.

По материалам программы "Синемания"