Новости

Motion Capture

Копировать человеческие движения и применять полученные результаты в мультипликации и кино пытались давно. Мультипликационных героев вручную срисовывали с реальных актеров и добавляли в тот или иной фрагмент фильма.

А уже в конце 70-х  у аниматоров появилась возможность использовать в своей работе компьютер. Одна из таких технологий называется Motion Capture. В ее основе лежит перенос движений человека на компьютерную модель. У многих название технологии не вызовет никаких ассоциаций, но если напомнить им несколько эпизодов из "Звездных войн", "Халка" или "Терминаторов", в которых так или иначе нашла свое применение Motion Capture, зрителям обязательно вспомнится удивительная реальность поведения искусственных, нарисованных, выдуманных персонажей, почти живых участников развлекательного действа.

Однако понятно, что каким бы талантом компьютерные аниматоры ни обладали, им довольно сложно было точно повторить на экране монитора (в процессе цифровой имитации движений человека) живой "прототип", и рисованный актер смахивал на реального только внешним видом - пропорциями и физиономией. Реальности виртуальной компьютерной модели добиться автономно невозможно. Для достижения полного эффекта "присутствия" живых реакций у виртуального персонажа нужен человек.

Дэмиен Гордон (специалист по визуальным эффектам): "Это можно сравнить с марионетками. Камеры в действительности видят других актеров и записывают движения, которые те совершают. А затем мы присоединяем движения к разным персонажам".

Реализация  задачи оказалась довольна проста: к реальному "прототипу" в ключевых точках тела прикрепляются специальные датчики (или, как их еще называют, маркеры), расположение которых согласуется с компьютерным скелетом оживляемой модели. Датчики передают свои пространственные координаты в компьютер, таким образом компьютерная модель "вынуждена" повторять все движения человека.

Майк Лебен (специалист по визуальным эффектам): "Мы придумали несколько практических методов, которые были ли бы основаны на этом принципе. И затем, конечно, использовали виртуальных героев везде, где мы можем применить более сложную сферу действия. Процесс создания виртуальных героев – это сочетание motion capture и традиционной съемки на кинопленку".

Качество синтезированного движения напрямую зависит от количества и расположения датчиков. Датчики могут быть двух видов: механическими – они соединяются с компьютером при помощи проводов, и оптическими – информацию с них считывают специальные оптические устройства, а обработка и анализ данных производится с помощью специального программного обеспечения.
Мимика персонажей имитируется так же, как и движения тела, просто датчики-маркеры прикрепляются уже не к рукам, ногам и туловищу, а к губам, щекам и бровям человека, который служит "прототипом" для цифровой модели.

Хьюго Уивинг (актер): "Да я не против подобных вещей, всяких там датчиков и проводков…но потом тебя начинают крутить, переворачивать…аж тошнит. Не люблю".

Но не следует думать, что Motion Capture – это исключительно американское ноу-хау. Российские аниматоры давно и весьма успешно используют эту технологию для создания своих мультгероев. Вот только "Матрицу" у нас так никто не снимает. Очевидно, не Motion Captur’ом единым жив создаваемый компьютером герой.

По материалам программы "Синемания"