Новости

Возвращение вестерна

Вестерн – жанр с трудной судьбой. Жанр-изгнанник, которого по меньшей мере дважды записывали в покойники. Никакого уважения к старейшине кино. Вестерн "родился" в 1903-ем году из 12-минутного "Большого ограбления поезда", а через 7 лет в США уже выпускали более двухсот вестернов в год.

Михаил Горевой (актер): "Это же их родное, это же их киноэпос. Они же недавно существуют на культурной карте нашей планеты. Это их корни. Вестерн начался достаточно рано – американцы почти сразу стали снимать кино о своей жизни".

Но, когда на 60-ом году жизни доля вестерна в общем объеме американского кинопроизводства упала до критически низких 9-ти процентов, он эмигрировал в Европу, сменил имя, и просуществовал с приставкой "спагетти" еще два десятка лет. А потом вернулся на родину и обнаружил, что все его прерии застроили домами, а от настоящего героя-ковбоя остался жалкий стереотип...

Михаил Мамаев (актер), Сергей Варчук (актер): "Настоящий ковбой – он должен уметь скакать на лошади и стрелять, револьвер крутить на пальце… Потом, безусловно, должен быть в хорошей физической форме, быть мастером верховой езды. Форму головы иметь правильную, с квадратным подбородком, чтобы сомбреро не слетало во время скачки. И еще у него должен быть такой холодный трезвый взгляд".

Сегодня активисты пытаются воскресить классического ковбоя и вернуть его в родную среду, где при въезде в город с каждого снимают мерку для гроба и где в салунах пьют виски, устраивают драки с порчей имущества, потом идут на улицу стреляться, потом попадают в тюрьму, потом из нее выходят и скрываются в неизвестном направлении, пристрелив напоследок парочку негодяев.

Джин Хэкмэн (актер): "Я долго шел к пониманию того, что вестерн не может обойтись без насилия, потому что здесь оно имеет особый смысл".

Расселл Кроу (актер): "Это был закон, гениальный способ избавляться от врагов. Одно из двух: либо убьешь ты, либо убьют тебя".

Но зачастую такие попытки даровать Дикому Западу новую жизнь остаются либо незамеченными, либо обруганными. А вестерн все ищет новые способы существования. При этом он становится ленивее и теряет былой задор. Его герои устали и постарели, они редко стреляют и часто страдают излишней политкорректностью, жалеют обездоленных индейцев или копаются в себе.

Клинт Иствуд (актер, режиссер): "Герой борется со своими демонами – и это очень важно. Это означает, что его мучает совесть. С героями вестернов редко такое происходит – обычно их показывают людьми, не отягощенными мыслями о прошлых ошибках".

Символично, что именно Иствуд, стоявший у истоков европейского возрождения вестерна, и снискавший славу за роль лихача из вестерн-трилогии итальянца Серджио Леоне, собственноручно вырыл могилу своему ковбою в "Непрощенном". И только Кевин Костнер не обращает внимания на комичного Джеки Чана с томагавками и псевдо-ковбоя в стиле "рэп" Уилла Смита и тянет свою одинокую лямку в сторону старого доброго Дикого Запада.

По материалам программы "Синемания"