Новости

Режиссерский садизм

Артист, если он, конечно, хороший артист, должен уметь все: когда требуют – смеяться, когда нужно - бояться. В "копилке реакций" у актера существует определенный набор штампов. И "штамп страха" - один из самых распространенных. Он подробно изучается в любой школе актерского мастерства. Однако, режиссеры, когда дело касается достоверности, не могут довольствоваться стандартными истошными криками и выпученными глазами. И чтобы добиться неподдельного ужаса в выпученных глазах, они прибегают либо к объяснению "на пальцах", либо к особым средствам запугивания.

Пол Верховен (режиссер): "На всех репетициях мы пытаемся создать иллюзию, дать актерам понять, как выстраивается кадр: откуда на них идет враг, насколько он высок, как он движется, насколько быстро… Я сам обычно пугаю актеров вместо чудовища: "вот я иду!!"…"я атакую!!"…"

Правда, такой примитивный метод действует лишь в том случае, когда на съемочной площадке отсутствует сам пугающий объект: некое чудовище, которому дарует экранную жизнь либо сложная механика, либо компьютер. А если это коллега-актер в роли маньяка-убийцы, с которым можно мирно пить кофе до команды "Мотор!"?

Уэс Крэйвен (режиссер): "То, что действительно может напугать, сидит в голове, в мозгу. У каждого внутри свои монстры… Это силы, которые мы не можем воспринять до конца, – их надо уметь вызывать".

Режиссеры-психологи любят поиграть душами своих актеров. Тот же Уэс Крэйвен, к примеру, проведал, что Дрю Берримор очень любит животных. И во время съемок "Крика" стращал ее рассказами о живодерстве. Это довольно распространенная форма режиссерского садизма, но она недостаточно эффективна. Поэтому в погоне за реалистичностью иные постановщики прибегают к конкретным действиям.

Актер не испытывает страха в темной лесной чаще или заброшенном доме? Значит, надо пугать его странными звуками и вдобавок стащить какую-нибудь вещь, мистифицировав факт исчезновения, так было на съемках "Ведьмы из Блэр". Актер боится неправдоподобно тонуть? Значит, его надо топить по-настоящему, как делал Джеймс Кэмерон на съемках "Бездны" или "Титаника".

Джеймс Кэмерон (режиссер): "Многие говорят о том, что я работаю, как одержимый. А по-другому и нельзя. Это одно из главных условий: во время работы нужно добиться такой же одержимости и от актеров..."

Но, стремясь к совершенству, режиссеры порой забывают о том, что актеры – натуры впечатлительные. И если их сильно напугать, то с ними начнут работать не режиссеры, а психотерапевты. И это в лучшем случае…

По материалам программы "Синемания"