Новости

Странные фильмы о войне

Американцы любят фильмы про войну. Правда, снимают они, в основном, про войну вьетнамскую. Со Второй мировой дело обстоит несколько хуже. С одной стороны, фильмы о ней выходят на заокеанские экраны с завидной регулярностью. Но с другой, эти ленты показывают, что большинство американцев понятия не имеет о Второй мировой. Эта война зачастую показывается в таком виде, что у российских зрителей, для которых она была Великой Отечественной, такое изображение может вызвать лишь смех или негодование.

Голливудские фильмы подобного рода можно условно разделить на три категории. К первой относятся ленты, где война служит лишь фоном для некоей истории. Это может быть мелодрама, боевик, фильм ужасов или просто история любви, как в лентах "Малена" или "Выбор капитана Корелли" Джона Мэддена.

Джон Мэдден (режиссер): "На острове, где происходит действие "Капитана Корелли", существует чувство объединения, чувство уникальности объединения привнесенной культуры с национальной культурой. А, в принципе, идея фильма – это Вторая мировая война".

Тем не менее, находятся режиссеры, которые стремятся показать Вторую мировую такой, какой она была на самом деле. В Германии школьников снимали с занятий и отправляли вместе с учителями в кинотеатры, чтобы они посмотрели "Список Шиндлера". Американские военные, прошедшие войну, плакали на просмотрах "Тонкой красной линии" Теренса Малика. Даже в России, где снимались лучшие фильмы о войне, неплохо приняли картину Жана-Жака Анно "Враг у ворот", рассказывающую о Сталинградской битве.

Жан-Жак Анно (режиссер): "Если вы обратитесь к истории, то поймете, что победа русских была жизненно важной. В противном случае, я бы сегодня говорил по-немецки, а не по-французски, если бы Сталинград был потерян".

Однако, самыми кассовыми и популярными являются фильмы, прославляющие "величие американского солдата" и "решающий вклад Америки" в победу над фашистской Германией. Даже Роберто Бениньи, чья безусловно талантливая лента "Жизнь прекрасна" была удостоена "Оскара", не удержался и почти скопировал скульптуру Воина-освободителя из берлинского Трептов-Парка. Правда, место советского солдата занял американский танкист.

Или подводная лодка, чей героический рейд описан в ленте "Ю-571", была вовсе не американской, а английской. Эта откровенная подтасовка фактов вызвала бурю протестов со стороны британских подводников. Безудержный же пафос автора "Перл Харбора" Майкла Бэя спровоцировал лишь сочувственные ухмылки у тех, кто хоть немного знаком с историей.

Майкл Бэй (режиссер): "Эта потрясающая история, которой нужно гордиться. Из этой трагедии возникло потрясающее чувство американской мощи, которая выросла из пепла".

Лучший способ доказать миру, что Вторая мировая началась не с высадки десанта в Нормандии в 44-м году, а гораздо раньше, - показывать собственные фильмы о войне, снятые в лучших традициях советского кино. Но – увы – страна, победившая фашизм, сегодня таких картин снимает крайне мало.

По материалам программы "Синемания"