Лариса Лужина

Дата рождения:

Место рождения:

Ленинград (Санкт-Петербург)

Российская актриса театра и кино

Биография

Лариса Лужина родилась в Ленинграде. Уже в двухлетнем возрасте столкнулась с тяжелыми потерями и ужасом страшной блокады. За это время умерли от голода и ран ее отец и бабушка, погибла старшая сестра. Вместе с матерью была эвакуирована по "Дороге жизни" в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.

Актриса вспоминает: "Пережила блокаду. Из всей семьи мы с мамой вдвоем остались, в конце блокады нас вывезли. Вернувшись обратно, негде было жить, потому что наша квартира была занята. Мама у меня была скромным человеком, добиваться ничего не стала, и мы уехали в Таллин, потому что мой дедушка - эстонец. Дедушки к тому времени не было в живых, но мамин дядя, его брат, был жив. Он был прокурором города Таллина, старый большевик, его отправили туда в 40-х годах для укрепления советской власти, и вот он нас пригласил к себе. Все детство и юность я прожила в Таллине".

Переехав в столицу Эстонии, Лариса Лужина начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин.

Девушка стала с увлечением посещать занятия, где познакомилась с будущими известными актерами Владимиром Кореневым, Виталием Коняевым, Лилией Малкиной и Игорем Ясуловичем. Школьные спектакли Россомахина демонстрировались даже на профессиональной сцене. И Лариса серьезно задумалась об актерской карьере. Кроме того, начинающая актриса некоторое время работала в местном Доме моделей.

По окончании школы отправилась поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Однако в 1959 году молодую красивую девушку прямо с улицы пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в фильм "Незваные гости".

"После провала в Ленинградском институте я не была уверена в своих силах и думала, что уже никогда не буду поступать. Так случилось, что я стала работать в Доме моды в Таллине манекенщицей, и меня на подиуме заметили - пригласили сняться в эпизоде в фильме "Нежданные гости" на Таллинской киностудии. Режиссером этого фильма был Игорь Ельцов, который потом эмигрировал в Англию, а его ассистенткой - Лейда Лайус - студентка-практикантка из ВГИКа, которая собственно меня и "открыла". О кино я ничего не знала, для меня это была фантастика. Когда мне сказали, что нужно сыграть певицу в ночном кабаре, я перепугалась. Но включили фонограмму, я выучила текст на английском языке и просто открывала рот. С этого момента началось мое знакомство с кинематографом. Потом я попала на главную роль в фильме "Дождь и солнце" режиссера Герберта Раппапорта", - говорит Лариса о своих первых шагах в кино.

В 1964 году Лужина окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, курс С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.

"Сергей Герасимов набирал свою новую мастерскую, он уже набрал 15 человек в актерскую мастерскую и 15 в режиссерскую. Я не знаю, по каким причинам, но в актерской мастерской открылась вакансия, не хватало одной девочки, и он объявил добор. Та девушка, которая меня "открыла" в Таллине, подошла к Герасимову, показала мою фотографию, на которой у меня была прическа как у Марины Влади. Он сказал: "Пусть приезжает, посмотрю ее". Тогда не было мобильных телефонов, дозвониться было трудно. Эта девушка отправила письмо на таллинскую студию, чтобы меня нашли - история получилась длинной. У меня не было денег, чтобы поехать в Москву. И вдруг в это время приходит приглашение на пробы на "Мосфильме". Я приехала, меня поселили в гостиницу "Украина", тогда даже к начинающим актерам хорошо относились. Через день должна была быть кинопроба. Я не понимаю до сих пор, каким образом я нашла ВГИК, нашла ту девушку, она сразу же пошла на кафедру к Герасимову. Вообще, все очень здорово получилось, наверное судьба, потому что я жила в гостинице "Украина", а у него была квартира в этом же доме.

Я пришла к режиссеру с той девушкой, начала читать и почувствовала, что что-то ему, видимо, не нравилось. Он начал задавать мне всевозможные вопросы, попросил снять обувь, потому что я была на высоченных каблуках. У меня был рост 172 см. Я чувствовала, что он колеблется. Я тогда не знала, кто такой Герасимов. Мне больше понравилась его жена. Он спросил, свой ли у меня цвет волос. Я ответила, что волосы мою хной. Я бы очень расстроилась, если бы он меня в тот момент не взял, точно бы уже никуда не поехала, вообще не стала бы поступать. И так мне захотелось поступить к нему, я и говорю: "А можно я прочитаю еще один монолог?". Мне очень нравился монолог Ларисы Огудаловой из фильма "Бесприданница", который я и выучила. К счастью, Герасимов разрешил мне его прочитать. Там стоял стул, а я чувствовала, что у меня дурацкий вид босиком и спросила, могу ли я сесть на стул. Он разрешил. Я начала читать, и у меня слезы полились градом. Я рыдаю и продолжаю читать. Видимо, настолько это было все естественно, что он меня остановил и сказал, что берет на свой курс. Вот так я попала во ВГИК", - рассказывает Лариса Лужина.

Театр

Получив диплом о высшем образовании, Лариса стала актрисой Театра-студии Киноактера, где продолжает служить по сей день. Среди ее последних работ - роль Квашни в пьесе Максима Горького "На дне" Эдуарда Марцевича.

В новом антрепризном театре Союза кинематографистов "Артефакт" Лариса Анатольевна играет в спектакле режиссера Геннадия Шапошникова "Театральный анекдот", поставленном по мотивам пьесы Николая Калиты "Курица".

На сцене "Ангажемент" артистка играет Шамраеву в чеховской "Чайке". Подготовила моноспектакль по пьесе Владимира Дьяченко "Женщина в стиле осень", посвященный теме женского одиночества. Премьера постановки с успехом прошла в ЦДРИ и театре Спесивцева.

Кинематограф

Еще студенткой Лариса сыграла в военной драме Станислава Ростоцкого "На семи ветрах", который принес ей всенародную известность.

Картина "На семи ветрах" была продемонстрирована на Каннском кинофестивале в 1962-ом году. Затем с показами этого проекта были поездки в Чехию, Швецию, Польшу и Иран.

Далее Лужина снялась в нескольких лентах производства ГДР. Немецкий режиссер Иоахим Хюбнер увидел ее на экране "На семи ветрах" и пригласил для съемок в многосерийный фильм "Доктор Шлютер", где актриса сыграла одновременно две главные роли: антифашистку Еву и ее дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье.

За время работы в ГДР Лариса Лужина появилась в шести картинах, а также впервые исполнила роли из русской классики - Марья Николаевна в "Вешних водах" и Варвара Павловна в "Дворянском гнезде" по произведениям И.С. Тургенева.

В 1966 году артистка снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов "Вертикаль". Она предстала в образе врача Ларисы. На съемочной площадке произошло знакомством с Владимиром Высоцким. Тогда же Лужина стала прототипом персонажа его песни "Она была в Париже".

В тот период актриса получала немало предложений от режиссеров. Лариса сыграла заметные роли в таких картинах, как: "Гонщики", "Золото", "Главный свидетель", "Четвертая высота", "Расмус-бродяга", "С любимыми не расставайтесь", "Сыщик", "Петербургские тайны" и многих других.

Следующей крупной работой Лужиной стал фильм "Так начинается легенда". Ей досталась героиня Анна Тимофеева - мать Юрия Гагарина. Для того чтобы войти в образ, артистка съездила в Гжатск и познакомилась с мамой первого космонавта: "Она встретила меня очень тепло. Жила она в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили Музей, который в принципе Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная, простая русская женщина. Я хотела запомнить ее жесты, манеру поведения. Потом на съемках мне это все пригодилось".

После кризиса 90-х годов вернулась и начала активно сниматься в телесериалах. Среди ее трудов - "Ночь на кордоне" - Дарья Петровна, "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII" - Прасковья Долгорукая, "Марш Турецкого-3" - Маргарита Германовна, "Охота на изюбря" - судья Баланова, "Юнкера" - Лидия Васильевна, "Любовь как любовь" - Татьяна Лобова, "Маруся" - Тамара Береговая, "Срочно в номер-2" - Наталья Сергеевна, "Улыбка судьбы" - Надежда Павловна, "Если ты не со мной" - Таисья Никитична.

Режиссер

После распада СССР Лариса Анатольевна осталась без работы, закрылся Театр Киноактера. Она заняла у знакомого небольшую сумму денег и создала спектакль "Театральный анекдот", с которым ездила по территории России.

Педагог

Лужина преподавала актерское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества "Россия" при Департаменте образования Правительства Москвы. "В 90-е годы, когда надо было как-то выживать. Но я поняла, что это все-таки не мое. Это такой тяжелый труд! К каждому занятию надо готовиться, ведь если детям предложишь выполнять тот же самый этюд, что и прежде, им станет скучно. Мне это было тяжело, порой фантазии не хватало. Надо было очень много читать, чтобы отвечать на любой вопрос по истории театра и кино. Четыре года я там работала, но радости мне это не доставляло. И, когда мне предложили преподавать в Университете культуры, я отказалась", - поясняет Лариса.

Озвучивание

Помимо работы в кино и театре, народная артистка занимается дубляжом. Она озвучивала фильмы "Франсуаза или супружеская жизнь", "Оцеола: Правая рука возмездия", "Секрет великого рассказчика", "Текумзе" и американский мультфильм "Гроза муравьев".

Личная жизнь

Актриса была замужем четырежды. Первый муж - Алексей Чардынин, кинооператор. Они были вместе со второго курса института.

По словам Лужиной, у них была большая любовь: "Когда говорят, что разлука укрепляет любовь, я не согласна. На самом деле она людей разъединяет. Я почти 4 года снималась в Германии. На один-два дня приеду - и снова на съемки... А Алеша очень красивый парень, высокий, на него вешались девочки, дай бог как! Он тоже устоять особо не мог в этом плане, любил выпить, был компанейский очень. Он меня ревновал, я его ревновала. На этой почве и происходили конфликты. Вплоть до мордобития - все было в нашей жизни. Пришлось расстаться". Вместе супруги прожили семь лет.

Артистке приписывали роман с Владимиром Высоцким, однако, по признанию Лужиной, они были просто друзья и партнеры по съемкам: "Володя в шутку и за мной, и за Ритой Кошелевой ухаживал. Но у меня и муж был, и еще мне тогда нравился Саша Фадеев. Володя мне интересен был просто как человек. А он... Может, у него что-то и было ко мне, кто знает".

Во время съемок "Вертикали" он написал Ларисе песню, ставшую впоследствии знаменитой - "Куда мне до нее, она была в Париже". Песня была основана на ее рассказах о заграничных поездках. После фильма "Вертикаль" с Высоцким она общалась только два года: в 1968 году Лужина рассталась с первым мужем, и Владимир, который был его другом, из мужской солидарности отношения с ней прервал.

Второй супруг - Валерий Шувалов - кинооператор, снявший "Интердевочку", "По главной улице с оркестром", "Экипаж", "Сказку странствий". В браке родился сын Павел, который работает звукорежиссером на киностудии "Мосфильм".

Актриса вспоминает, что роды были очень тяжелыми: "Я Пашку в 32 года уже родила. Хотя из-за инсульта мне вообще нельзя было рожать. А не рожать - тоже нельзя, если сделать аборт, вообще могло не быть детей. Я помню роды до сих пор, настолько тяжелыми они были, ребенка тащили щипцами".

Когда сыну было 6 лет, Лужина ушла от мужа, увлекшись сценаристом Владимиром Гусаковым. Он и стал третьим избранником артистки. В союзе прожили десять лет, а затем Владимир объявил ей, что любит другую женщину, и ушел от нее.

Четвертый муж - Вячеслав Матвеев, администратор. Как рассказывает актриса, это был ее самый неудачный брак: "Совершенно чужой для меня человек, мы были просто диаметрально противоположные натуры. Единственное - я этому человеку благодарна за то, что он меня вытянул из депрессии после ухода третьего мужа. Он был палочка-выручалочка. Я просто зацепилась за него, и все... Это была моя большая ошибка".

В настоящее время Лариса Лужина живет одна и замуж не планирует: "Мне много раз предлагали руку и сердце, сейчас предлагают. Но... Молодых я не хочу, потому что вижу себя в зеркало. Нужно себя будет в такой идеальной форме держать... Лень этим заниматься. А мужчины моего возраста... Я с ними могу дружить, сходить в театр, на мероприятие. Но, чтобы он со мной рядом пыхтел в кровати... Какой-то старпер рядом мне неинтересен".

У актрисы трое внуков - Даниил, Матвей и Прохор.

О подробностях личной жизни Лариса Лужина рассказала в программе Бориса Корчевникова "Судьба человека".

Интересные факты

  • Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба "Сударыня".
  • 6 февраля 2012 года актриса была официально зарегистрирована в качестве доверенного лица кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

Интервью

Случай в Каннах

"В 1962 году на кинофестиваль в Канны с картиной "На семи ветрах" отправилась наша делегация. Вместе с мэтрами Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Юлием Райзманом поехали и мы, молодые актрисы - я и Инна Гулая.

На фестивале произошел случай, чуть было не стоивший мне дальнейшей карьеры. На приеме один из присутствующих предложил станцевать твист. Этот популярный в те годы танец в Советском Союзе считался безыдейным и непристойным, но вгиковские студенты втихаря его отплясывали. Я пыталась отказаться, но Герасимов подтолкнул: "Иди, танцуй. Моя ученица должна уметь делать все".

Когда мы вернулись домой, на столе у министра культуры Фурцевой уже лежал французский журнал "Пари Матч" с моим фото и заголовком "Сладкая жизнь советской студентки". Разъяренная Фурцева вычеркнула мою фамилию из списка на дальнейшие поездки. И снова спас Герасимов. Сергей Апполинарьевич пришел на прием к министру и заявил: "Это моя ученица, я ей разрешил танцевать".

Первые поездки за рубеж

"В страны социалистического лагеря нас выпускали - в ГДР, в Польшу. Между прочим, многих советских актеров и актрис приглашали в Голливуд, просто об этом никто не знал, а сейчас многие пишут об этом в своих воспоминаниях. Первая моя заграничная командировка была в Германскую Демократическую Республику. Я не понимала, почему пригласили меня, а не взяли какую-нибудь немецкую актрису на эту роль. Оказывается, помогла картина "На семи ветрах", потому что немецкий режиссер увидел этот фильм и сказал, что ему нужна именно такая героиня, как я. Я снималась в Германии два года. Фильм назывался "Доктор Шлютер". Это была очень популярная картина, мы с ней даже были на фестивале телевизионных фильмов в Праге, куда привезли и советские картины - "Адъютант его превосходительства", "Ставка больше, чем жизнь".

Новое кино о войне

"Я от этого не в восторге. Возможно, старые фильмы, действительно слишком наивны и прямолинейны. Но мне кажется, что они более реальные, настоящие, а нынешние - некая игра в войну. Не трогает, не волнует. Помните кадр из "Судьбы человека", когда мальчик кидается на шею героя Сергея Бондарчука с криком "папка!"? Мороз по коже шел! Сейчас так едва ли кто сможет снять. Казалось бы, и режиссер, и актеры все делают правильно. Но у меня ощущение, что это не глубоко. Нет искренности, душевности, цельности, которые были в наших прежних фильмах о войне. Тогда многие режиссеры, сценаристы, операторы, актеры сами прошли дорогами войны. И их фильмы были особенными: в них ощущается личная причастность к этой сложной, трагической теме. Я тоже ребенок войны, хоть ее и не помню. Но мама мне много рассказывала о ней, и я на себе ощутила ее последствия: голод, разруху, неустроенность".

Любимая роль

"Наверное, в фильме "На семи ветрах". Не скажу, что она как-то раскрыла мои творческие способности. Но в этой киноленте все сошлось: моя молодость, прекрасный режиссёр, необыкновенная актерская команда. И, конечно, надежды на счастливую творческую жизнь. А такой старт бывает не у всех".

Сериалы "за" или "против"

"Я на них зарабатываю. И, кстати, к ним очень хорошо отношусь. Сериалы нас, актеров, материально поддерживают. Конечно, их можно ругать, но я считаю, что если артист будет себя достойно чувствовать на площадке, не халтурить, то все получится. Сейчас многие заслуженные и народные актеры в сериалах снимаются. Играют так, что глаз не оторвать. Взять хотя бы сериал "Любовь как любовь" - 320 серий. Мне до сих пор люди говорят, что, когда мы с Сережей Никоненко появлялись в кадре, было интересно смотреть. В этот сериал на роли пробовались многие актеры. К примеру, Александр Михайлов не прошел кастинг. Сказали, что он слишком красив для деревенского мужика. К кастингам нормально отношусь, ведь современные кастинги - это советские пробы. Раньше мы никогда не возмущались и не стеснялись, понимали, это часть работы.

Отказываться от "сериальной" работы не хочу. Во-первых, она мне нравится. Во-вторых, на мое место найдутся другие актрисы, а я тут же буду забыта. Возможно, больше и не позовут. Таковы реалии сегодняшнего кинобизнеса. Роли достаются с трудом, и я ими дорожу. Хотелось бы сняться в полном метре, но таких предложений пока нет".

Народная медицина

"К народной медицине я отношусь положительно. Но чаще всего мне проще принять таблетку, хотя и понимаю, что это "химия", что она совсем не полезна. И все же иногда пользуюсь дарами природы. Мой любимый рецепт - банный веник из крапивы. Прежде чем его использовать, его надо, конечно, подержать в горячей воде, чтобы не был таким жгучим. Веник получается мягкий, им нельзя хлестать себя, как березовым, но зато листья крапивы можно накладывать на больные суставы, и это очень помогает".

Премии и награды

  • Орден Дружбы (2009)
  • Народная артистка РСФСР (1989)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1969)
  • Лауреат Национальной премии ГДР "Золотая ветвь телевидения ГДР" за роли в сериале "Доктор Шлютер" (1965)
  • Медаль "За трудовые заслуги"

По материалам Википедии и сайтов: teatrkinoaktera.ru, kino-teatr.ru, vokrug.tv, zhar-ptica.com, kinopoisk.ru, aif.ru, .ormvd.ru.

Фильмография: Актриса

  • Если ты не со мной (2014), сериал
  • Дождаться любви (2013), сериал
  • Стервы (2012)
  • Развод (2012)
  • Охота на гауляйтера (Беларусь, Россия, Украина) (2012)
  • Любовь без страховки (2012)
  • Улыбка судьбы (2011)
  • Смех и грех (2011)
  • Лесное озеро | Лісове озеро (Украина) (2011)
  • Сердце Марии (2010-2011), сериал
  • Маруся (2010-2011), сериал
  • Счастье по контракту (2010)
  • Судмедэксперты (2010)
  • Аннушка (2009)
  • Срочно в номер-2 (2008), сериал
  • Повороты судьбы (2007-2009), сериал
  • Юнкера (2007)
  • Марш Турецкого-4 (2007), сериал
  • Дар Божий (2007)
  • Любовь как любовь (2006-2007), сериал
  • Сыщики-5 (2006), сериал
  • Под Большой медведицей (2006)
  • Мой ласковый и нежный мент (2006)
  • Охота на изюбря (2005)
  • Май (2005)
  • Казус Кукоцкого (2005)
  • Опера-1. Хроники убойного отдела (2004), сериал
  • О любви в любую погоду (2004)
  • На углу у Патриарших-4 (2004), сериал
  • Московская сага (2004), сериал
  • Прощальное эхо (2003)
  • Нет спасения от любви (2003)
  • Амапола (2003)
  • Светские хроники (2002), сериал
  • Марш Турецкого-3 (2002), сериал
  • Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII (2001-2003), сериал
  • Ночь на кордоне (2001)
  • Курортный роман (2001)
  • Перекресток судьбы
  • Дом для богатых (2000)
  • Третий сын (1996)
  • Тихий ангел пролетел... (1995)
  • Петербургские тайны (1994-1998), сериал
  • Цена сокровищ (1992)
  • Трактористы II (1992)
  • Непредвиденные визиты (1991)
  • Виновата ли я? (1991)
  • Тайны мадам Вонг | Тайны королевы пиратов (1986)
  • Земля моего детства (1986)
  • Железное поле (1986)
  • Внимание! Всем постам... (1985)
  • Хроника одного лета (1984)
  • Срок давности (1983)
  • Признать виновным (1983)
  • Полигон (1982)
  • Год активного солнца (1982)
  • Сыщик (1979)
  • С любимыми не расставайтесь (1979)
  • Расмус-бродяга (1978)
  • Встреча в конце зимы (1978)
  • Артем (1978)
  • Четвертая высота (1977)
  • Долг (1977)
  • Так начиналась легенда (1976)
  • Семьдесят два градуса ниже нуля (1976)
  • Самый красивый конь (1976)
  • Жить по-своему (1976)
  • Ярослав Домбровский | Jarosław Dąbrowski (1975)
  • Роса (1975)
  • Совесть (1974)
  • Небо со мной (1974)
  • Кыш и два портфеля (1974)
  • Настенька (1973)
  • Исполнение желаний (1973)
  • Жизнь на грешной земле (1973)
  • Гонщики (1972)
  • Путина (1971)
  • Золото (1969)
  • Дворянское гнездо | Adelsnest (ГДР) (1969)
  • Главный свидетель (1969)
  • Вешние воды | Frühlingswogen (ГДР) (1969)
  • Любовь Серафима Фролова (1968)
  • Встречи | Begegnungen (ГДР) (1967)
  • Нет и да (1966)
  • Вертикаль (1966)
  • Доктор Шлютер | Dr.Schlüter (ГДР) (1965-1966)
  • Преемник | Nachfolger, Der (ГДР) (1965)
  • Большая руда (1964)
  • Штрафной удар (1963)
  • Тишина (1963)
  • На семи ветрах (1962)
  • Человек идет за солнцем (1961)
  • Приключения Кроша (1961)
  • Человек не сдается (1960)
  • В дождь и в солнце | Vihmas ja päikeses (1960)
  • Незваные гости | Kutsumata külalised (1959)