Евгений Стычкин

Дата рождения:

Место рождения:

Москва

Российский актер театра и кино

Его называют синтетическим актером, любимчиком режиссеров и публики, одним из самых ярких и узнаваемых артистов. В каких только знаменитостей - поэтов, вождей, общественных деятелей - он не перевоплощался на театральной сцене и в кинематографе. А за роль великого Чаплина в спектакле "Чарли Ча" был удостоен премии "Чайка".

Биография

Евгений Стычкин родился и вырос в самом сердце столицы в семье творческой интеллигенции. Его мама - бывшая солистка Большого театра Ксения Рябинкина, родная сестра знаменитой примы Елены Рябинкиной. Отец — легендарный переводчик-синхронист Алексей Стычкин, проработавший много лет в ООН в Женеве, затем в Госкино в Москве. Помимо иностранных языков, папа Жени увлекался искусством, был владельцем коллекции русской живописи.   

Об отце актер говорит: "От отца я унаследовал систему координат, ценностей, и за это бесконечно ему благодарен. Но в остальном мы с ним спорили столь яростно, что люди непонимающие видели в нас настоящее воплощение проблемы отцов и детей. Я считаю наши споры делом нормальным, не жалею о них, а вот систему координат усвоил и мечтаю, ничего не меняя, передать ее своим детям. Быть похожим не нужно. Но ни в коем случае не надо стремиться быть непохожим".

Был у Евгения еще один знаменитый воспитатель и советчик - крестный отец – актер и кинорежиссер Анатолий Ромашин.

"Вообще, мне очень повезло, я был воспитан в гениальном инкубаторе, - признается Стычкин. - Поэтому в тот момент, когда меня выпустили в жизнь, я был к ней готов по максимуму. Может, немножко отлично от большинства, но мне нравится тот набор инструментов, с которым меня выпустили в жизнь".

Не удивительно, что окончив школу, молодой человек пошел в театральный. Хотя, по словам Жени, в артисты он не собирался: "У меня изначально все это было баловством. Я не думал об актерстве, просто шел по пути наименьшего сопротивления. Во ВГИК я поступил сразу".

Обучался на курсе Армена Джигарханяна и Альберта Филозова. И сразу же влюбился в свою профессию: "Обычно студенты творческих вузов не очень серьезно относятся к учебе, а мне занятия нравились безумно. Я пропадал в институте с утра до вечера – занимался сценическим движением, речью. У меня ведь была не очень хорошая дикция. Когда на первом курсе пришел на предварительное прослушивание яхонтовского конкурса, меня даже слушать не стали: "Ты же шепелявый. На что ты надеешься?" Меня эти слова тогда дико обозлили. Я в этом смысле человек заводной – если чего-то хочу, то добиваюсь любой ценой. И в следующем году я все-таки стал лауреатом конкурса имени Яхонтова".

Театр

Театральная карьера актера началась в 1994 году с выхода на сцену Театра клоунады Терезы Дуровой. Позже он играл в Московском театре "Школа современной пьесы", театральном центре "Вишневый сад", Театре Луны Сергея Проханова, Театре эстрады, Моссовете, Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова, "Квартете И", Театре "Практика", "Другом театре" и на других площадках столицы.

Такое непостоянство Евгений объясняет следующим образом: "Я только и занимаюсь тем, что пытаюсь не ставить себе каких бы то ни было рамок, я пытаюсь пробовать каждый раз что-то новое. Поэтому я думаю, что, если артист для себя решает, какой театр ему ближе, это начало застоя, который приводит к протуханию продукта".

Среди ролей, сыгранных Стычкиным, и Шут в "Короле лире", и Моцарт в "Амадее", и Гитлер в "Страхе и отчаянии Третьего Рейха". А за Чаплина в спектакле Сергея Проханова "Чарли Ча" актер был награжден премией "Чайка" в номинации "Прорыв".

В пьесе Игоря Симонова "Девушка и революционер" в постановке Владимира Агеева артист сыграл Иосифа Сталина. Евгений вспоминает: "Когда мне предложили играть Сталина в театре "Практика", моей первой реакцией было – отказаться. Я подумал, что это просто смешно, и я этого делать никогда не буду. Я не похож на Сталина, я ненавижу Сталина и все, что с ним связано, и все это совершенно не мое. И именно поэтому я решил согласиться. Потому что надо ставить над собой эксперименты. Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Лучше оступиться, чем испугаться сделать шаг".

"Другой театр" 

Дольше всего артист сотрудничает с театром Сергея Петрейкова: "Я очень рад, что моя жизнь главным образом связана с "Другим театром", где у меня нет своей гримерки, но при этом есть дух настоящего театра".

Евгений Стычкин играл в первой постановке "Другого" - "ПроЯвления любви", о чем вспоминает: "Этот спектакль как лакмусовая бумажка: помимо прекрасной пьесы Ксении Драгунской, есть в нем вкрапления из других произведений, это и Белли, "Доктор Живаго", в общем, это прекрасная совершенно драматургия классическая. Таким образом, спектакль позволяет понять тебе, в каком ты профессиональном состоянии, над чем тебе сегодня хочется смеяться, а что заставляет тебя плакать. Очень тонко, как поход к психологу, психоаналитику, он позволяет тебе с собой разобраться".

В трагикомедии Павла Сафонова "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", поставленной по пьесе Тома Стоппарда, актер исполнил одну из главных ролей. О работе он размышляет: "Сама пьеса предполагает какие-то глубочайшие размышления о смысле жизни и вообще всего нашего пути. И это вещи, о которых мы теперь уже не привыкли ни с кем разговаривать, мы даже с ближайшими друзьями не очень говорим об этом – не умеем… Спектакль, мне кажется, абсолютно отражает наше представление о том, ради чего мы живем и как, вообще, это все происходит с нами. Как совершаются ошибки, как мы за них платим или не платим. В общем, обо всем".

В спектакле "Ближе" по мотивам пьесы "Closer" британского драматурга Патрика Марбера артист выходит на сцену с Викторией Исаковой, Агнией Кузнецовой, Максимом Виторганом. По режиссерской задумке Владимира Агеева, актеры на живом современном языке рассказывают о любви. Евгений уточняет: "Пьеса построена таким образом, что герои бесконечно проходят через те жизненные ситуации, связанные с любовью, влюбленностью, изменами, предательством, через которые, в общем, все взрослые люди так или иначе проходили, будучи или на одном, или на другом месте, как повезло".

Третьей совместной постановкой режиссера Павла Сафонова и Евгения Стычкина стало обращение к классике. Артист делится: "Я играю моноспектакль "Кроткая" по Достоевскому - и это, наверное, самое глубокое высказывание, самое трудное из всего, что я когда-либо делал".

Театральные роли

Московский театр "Школа современной пьесы":

  • 1995 — "А чой-то ты во фраке?" мюзикл Д. Сухарева, C. Никитина по пьесе "Предложение" А. П. Чехова. Режиссер: Иосиф Райхельгауз - Иван Васильевич Ломов

Московский театральный центр "Вишневый сад":

  • 1995 — "Страх и отчаяние Третьего Рейха" по пьесе Бертольда Брехта. Режиссер: Александр Вилькин - Гитлер

Театр Луны: 

  • 1996 — "Фанта-Инфанта" по пьесе Сергея Проханова. Режиссер: Сергей Проханов — Блекстар
  • 1998 — "Таис Сияющая" по пьесе Сергея Проханова. Режиссер: Сергей Проханов — Мелий
  • 2000 — "Чарли Ча" по пьесе Сергея Проханова. Режиссер: Сергей Проханов — Чаплин
  • 2000 — "Старый новый Фауст" по мотивам "Народной книги о Фаусте". Режиссер: Владимир Койфман

Театр эстрады:

  • 2003 — "Резиновый принц" по роману "Фаллоимитатор" Олега Богаева. Режиссер: Нина Чусова – Резиновый принц

Театральная компания Сергея Виноградова:

  • 2003 — "Машенька" Владимира Набокова. Режиссер: Сергей Виноградов — Ганин

Театр имени Моссовета:

  • 2003 — "Король Лир" Уильяма Шекспира. Режиссер: Павел Хомский — Шут

Государственный академический театр им. Е. Вахтангова:

  • 2005 — "Дон Жуан и Сганарель" Жан-Батиста Мольера. Режиссер: Владимир Мирзоев — Сганарель
  • 2006 - "Элизавета Бам. Я никого не убивала"  по пьесе Даниила Хармса. Режиссер: Федор Павлов-Андреевич – Эльзавета Бам

Открытая сцена:

  • 2006 -  "Акакий А. Башмачкин"  по пьесе Олега Богаева "Башмачкин" и мотивам повести Н.В.Гоголя "Шинель". Режиссер: Владимир Мирзоев

Городской выставочный центр "Старый город":

  • 2008 - "Амадей" по мотивам маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина. Режиссер: Алла Сигалова – Моцарт

Театр "Практика":

  • 2009 - "Девушка и революционер" по пьесе Игоря Симонова. Режиссер: Владимир Агеев – Иосиф Сталин

Другой театр:

  • 2005 — "ПроЯвления любви" Ксении Драгунской. Режиссер: Ольга Субботина — Леша
  • 2009 - "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе Тома Стоппарда
  • 2010 — "Ближе" по мотивам пьесы Патрика Марбера. Режиссер: Владимир Агеев
  • 2012 - "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова. Режиссер: Павел Сафонов – Сильва
  • 2014 - "Валентинов день" по пьесе Ивана Вырыпаева. Режиссер: Павел Сафонов
  • 2016 - "Кроткая" по произведению Ф.М.Достоевского. Режиссер: Павел Сафонов

Кинематограф

В кино актер дебютировал в 1990 году в фильме "Фуфель" Бориса Небиеридзе. Первую главную роль исполнил в мелодраме Александра Сорокина "Пчелка" с Татьяной Догилевой и Эдуардом Марцевичем.

"Апрель"

В начале 2000-х вышла криминальная драма Константина Мурзенко "Апрель", где артист сыграл выходца из детдома Петра Апреля.

Сюжет: Петя родился 29 февраля. Так как этот день бывает только один раз в четыре года, мальчик решил отмечать свой день рождения 1 апреля. За это и получил в детском доме кличку "Апрель".

Тяжелая жизнь и детдомовские друзья привели Петю в криминальный бизнес. Со временем, заручившись доверием босса, Апрель получил заказ - убить двух человек, якобы подставивших шефа. Отказаться от этого дела Петя не мог, так как обязан выполнять подобные поручения, чтобы остаться "на плаву".

Начав охоту за жертвами, Апрель сначала вышел на бизнесмена Вову. Оказалось, что он помешал сильным мира сего и окончательно запутался в своей жизни. Дороги Пети и Вовы пересеклись. И тут Апрель понял, как они похожи, и не ясно теперь, кто из них на самом деле жертва.

Позже Евгений снялся в комедии Юрия Павлова "Брак по расчету", трагикомедии Георгия Шенгелии "Невозможные зеленые глаза". Сыграл молодого рок-певеца в музыкальном фильме Ивана Соловова "Слова и музыка".

В 2004-ом принял участие в приключенческом сериале "Холостяки". Актер вспоминает: "Сейчас я бы на "Холостяков", конечно, не согласился, но тогда это было большим удовольствием, в том числе и профессиональным. Потому что мы сошлись вчетвером с Маратом Башаровым, Дмитрием Певцовым и Олегом Фоминым, все до этого были знакомы, и стали единым целым. Участвовать в этом проекте было нашим совместным решением. И получилось неплохо, я совершенно об этом не жалею".

Также артист запомнился ролями в комедии Александра Стриженова "От 180 и выше" (Костя) и мелодраме Леонида Эйдлина "Счастье ты мое" по роману Вадима Зобина "Любовь, одна любовь" (Николай II).

"Бесы"

В 2006 году Валерий Ахадов экранизировал бессмертную классику – роман Ф.М. Достоевского "Бесы". В драме Стычкину досталась роль Петра Верховенского.

"Когда я узнал, что на студии запускают "Бесов", сразу понял, что хочу играть, схватил книгу и перечитал роман, - вспоминает актер. -  Я думаю, что бесовщина вечна, но преломляется каждый раз по-своему. В России того времени такие люди, наполненные черной энергией и не имеющие уважения ни к жизни, ни к смерти, ни к морали, рождались во множестве, но мало кто понимал, что именно они в себе несут. Достоевский понял, потому он и велик".

О съемках Евгений говорит: "Было страшно. Я понимал и понимаю, что не может остаться безнаказанным (на внутреннем уровне) погружение в темные душевные конструкции Петеньки Верховенского. Ты, безусловно, соприкасаешься с ними и не можешь не пострадать. Но при этом работать над образом главного "беса" мне было очень интересно. Постараюсь, чтобы чудовище, которое я играю, не осталось во мне ни одной своей частичкой".

Ежегодно с участием актера выходили новые громкие премьеры. Он сыграл Прянчикова в драме Глеба Панфилова "В круге первом", снятой по одноименному роману Александра Солженицына. Снялся в роли Парфена в комедии Алексея Рудакова "День денег" по роману Алексея Слаповского. Побывал агентом звезды российского кино Ильи Ракитина (Марат Башаров) в мелодраме Ильи Хотиненко "Контракт на любовь". Перевоплотился в главаря банды анархистов Владислава Красовского в историческом фильме Олега Фомина "Господа офицеры: Спасти императора".

"Палата №6"

В 2009-ом Карен Шахназаров экранизировал повесть Антона Павловича Чехова "Палата №6". На главные роли он пригласил удивительного, непредсказуемого в перевоплощениях Владимира Ильина, мастера монологов и настроений русской классики Алексея Верткова и универсального артиста Евгения Стычкина. Актер безукоризненно попал в образ молодого доктора Евгения Хоботова.

Главный врач провинциальной психиатрической больницы Рагин (Владимир Ильин) обнаруживает в одном из своих пациентов (Громове) человека с оригинальным мышлением, более того – собственной философией. В беседах с душевнобольным доктор видит безумие мира и скоро сам теряет рассудок… Но кто вправе решать, где та грань, за которой начинается безумие?

Сценарий "Палаты № 6" Карен Шахназаров и Александр Бородянский написали еще… в 1988-м году. Фильм должен был сниматься в России, но на деньги итальянских продюсеров, а на главную роль был утвержден Марчелло Мастроянни. Однако концепция фильма (авторы перенесли действие в современность) продюсеров не устроила, и проект не состоялся. Спустя 20 лет режиссер решил вернуться к старой идее. И все-таки снять "Палату №6".

О работе над картиной Карен Шахназаров рассказывает: "Мы понимали, что одна из задач - погрузить события в реальный мир людей душевнобольных. Уже тогда решили, что снимать будем в аутентичной среде. Съемки в таком месте, в такой реальности, где пациенты были и массовкой, и групповкой, и актерами, имеют принципиальное значение для этой картины. Такую атмосферу невозможно создать искусственно. Конечно, можно было бы построить павильон, актеров нанять на роли больных, но это сделало бы фильм очень отвлеченным. Погружение в ту реальность делает ее дыхание жизненнее, а чеховский текст совсем по-другому слушается, воспринимается зрителем".

В конце 2000-х популярность актера была настолько велика, что его звали в свои проекты самые именитые режиссеры. Артист снялся у Ильи Хотиненко в фильме ужасов "Ясновидящая" (Игнат). У Никиты Михалкова сыграл в военной драме "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (старлей-сапер). Главные роли ему достались в шпионском сериале "Поединки" (Владимир Барковский) и жизнеутверждающей комедии Егора Баранова "Самоубийцы" (Толик).

Также Евгений принял участие в экранизации Сергеем Снежкиным "Белой гвардии" Михаила Булгакова (подпоручик Федор Степанов по прозвищу Карась), в фэнтези Алексея Колмогорова "Золото "Глории" (ученый-историк, охотник за кладами Андрей), в лирической комедии Саши Кириенко "Питер-Москва" (Денис Новодворцев), в мистическом триллере Андерса Банке "Чернобыль. Зона отчуждения" (Костенко).

"Измены"

В рейтинговом сериале Вадима Перельмана "Измены" актер сыграл самовлюбленного бизнесмена Юру.

"С "Изменами" все было очень просто, - делится артист. - Сначала я познакомился с творчеством Вадима Перельмана, посмотрел несколько его фильмов. Тогда я и мечтать не мог, что буду у него сниматься. Мы как-то задружились, и, когда мне пришло предложение от Вадима, я был готов соглашаться, не читая сценария. Но я его прочел — и он был блистательный, точнейшие диалоги. А мой герой — нормальный, современный человек, самовлюбленный, инфантильный, несчастный, не понимающий, ни что такое любовь, ни в чем смысл жизни, запутавшийся и не готовый это признать. Как большинство из нас.

Ему кажется, что он все делает для того, чтобы быть счастливым. И чтобы женщина, которая сейчас рядом с ним, была счастливой. И совершенно в бешенстве от того, что она несчастна. Даже несмотря на то, что он создал для нее все возможные условия: у нее прекрасный дом, он дал ей водителя, она ходит в спа-салоны... А все потому, что они друг друга не слышат. Они разговаривают сами с собой, будто живут через стекло.

Я думаю, что какие-то сильные и какие-то слабые стороны от меня в этом герое есть. Мне вообще хотелось, чтобы получился такой собирательный образ современного мужчины. Чтобы он был в меру инфантильным. Чтобы не совсем точно понимал, что такое сила и что его власть, деньги, жесткость и бескомпромиссность силой не являются. Мне хотелось, чтобы он был… не карикатурой, конечно, но с некоторой сатирой на представителей современного делового мира".

В 2015 году актер снова работал с Егором Барановым. На этот раз в драматической саге "Фарца" Евгений сыграл криминального авторитета "Понта" (Максим Понтонов).

О своем герое артист рассказывает: "Он, конечно, гад конченый. (Смеется.) Но когда мы оправдываем своего персонажа, это не значит, что считаем его хорошим. Мы просто пытаемся понять мотивы его поступков. Понт помимо того, что бандит, еще работает в связке с властью, то есть такой абсолютный подлец, пробу негде ставить. Играть его было невероятно интересно. И сценарий хорош, и находиться на площадке режиссера Егора Баранова — удовольствие! К тому же шестидесятые — время, за которое приятно подержаться, это время юности моих родителей".

"Максимальный удар"

В фильмографии актера есть и работы с зарубежными режиссерами. Одна из таких - комедийный боевик "Максимальный удар". Артист уточняет: "Это совместный русско-американский проект. Режиссер Анджей Бартковяк — американец польского происхождения — великолепный, интереснейший дядька! Мы знаем его по таким фильмам, как "Адвокат дьявола" и "Скорость", где он был оператором. Потом он стал режиссером и довольно плотно снимает последние 15 лет. Он снимает такое, в хорошем смысле, "старомодное кино". Там играют артисты, фильмы с которыми я засматривал до дыр, когда еще были видеокассеты. Это Маттиас Хьюз, Марк Дакаскос, Эрик Робертс. Правда, на моих детей произвело главное впечатление, что там снимается Дэнни Трехо.

Я играю хорошего, веселого, сильно пьющего, очень жесткого офицера ФСБ по прозвищу "Адская кувалда". Мы с режиссером пытаемся разобраться, почему же его зовут "Адская кувалда". У нас есть несколько вариантов ответа. Например, с постановщиком трюков мы пришли к тому, что "Адская кувалда" — это как в кун-фу "железный кулак". Такой вот у него один кулак, который пробивает стены. Была, конечно, масса шуточных вариантов, включая эротический, но мы пока не определились. Пускай каждый сам выберет по своему разумению".

В 2017 году Евгений снялся сразу в двух мистических триллерах: "Проклятие спящих" Ильи Куликова и Артема Аксененко и "Гоголь. Начало" Егора Баранова. В нашумевшем "Гоголе" с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым он сыграл Бинха.

"Эту роль мне предложил Александр Цекало. В двух словах описал роль, и я, ни секунды не раздумывая, согласился. Саша придумал эту историю и рассказал так, будто говорил о готовом прекрасном фильме. Это уже в тот момент звучало очень убедительно.

Мы не снимали экранизацию и тем более жизнеописание. Это готический детектив, где у одного персонажа фамилия Гоголь. И мы размышляем над тем, о чем размышлял и он. Но наше кино - это совершенно самостоятельное произведение. При этом я уверен, что Николай Васильевич был бы доволен", - подчеркивает актер.

"Троцкий"

В не менее громкой премьере - биографической ленте Александра Котта и Константина Статского "Троцкий" - Стычкину досталась одна из самых сложных и масштабных ролей - Владимир Ильич Ленин.

На съемки в проекте артист согласился не сразу: "Когда играешь большой исторический персонаж, есть опасность сыграть свое представление о его гранитной славе или его преступлениях. А нужно играть просто человека. Даже если твой герой демон и черт, которым, на мой взгляд, был Ленин, ты вынужден, обязан его оправдывать. Поэтому я несколько раз отказывался играть Владимира Ильича, но я не так сильно его боялся, как стоило.

Мне кажется, что феномен Ленина заключается не в мести, не в ненависти, а в абсолютном пренебрежении к ценности человеческой жизни и другим общечеловеческим ценностям. Вообще, все вожди революции были очень крутыми ребятами. Только очень-очень страшными".

Всего в фильмографии актера более сотни ролей, из которых можно составить целый калейдоскоп разнохарактерных персонажей. 

Телевидение

Телевидение занимает значительное место в карьере актера: "До недавнего времени я думал, что главное – это театр и кино, а ТВ – это так, для заработка. Но теперь считаю, что не имеет значения, где ты играешь – перед двухтысячным залом, в маленькой антрепризе, перед телекамерой, где в день снимают по серии, или в кино, где картину снимают четыре месяца. Важны только люди и материал. Они важны не для результата, потому что результаты могут быть различными, а для процесса и для удовольствия. Я не хочу сказать, что мне важно только участие, а не победа. Так говорят только те, кто никогда не выигрывает, но мне действительно важно получать удовольствие от процесса".

В 1994 году Евгений Стычкин вел на канале РТР передачу-телевикторину "Соник-супережик" про игры с приставки Sega. Был ведущим передачи "Пойми меня" в 1999 году. В течение четырех лет (1999-2002) под псевдонимом Тимофей Мультяхин вел программу "Мультазбука" на ОРТ.

В 2006 году актер работал ведущим передачи "Алло, гараж!", шедшей по украинскому телевидению, и программы СТС "Слава Богу, ты пришел!".

В 2007 году артист принял участие в "Розыгрыше" и в "Цирке со звездами" на Первом канале.

"В тридцать пять меня пригласили участвовать в шоу "Цирк со звездами", - делится Евгений. -  Это был вызов самому себе, потому что поначалу я понимал, что сделать трюки, которые мне предлагают, просто нереально! Большое удовольствие, когда у тебя вдруг начинает получаться то, что вчера еще не получалось - когда ты становишься немножко быстрее, сильнее, лучше, чем был вчера".

В 2011-ом актера позвали в документальный проект Первого канала. В цикле фильмов "Поединки" при содействии СВР в серии "Поединки. Похищение бомбы" он исполнил роль легендарного советского разведчика Владимира Барковского.

Реклама

В 1997 году Евгений Стычкин снялся в рекламе чистящего средства Comet. Также он рекламировал батончика Nuts. А в 2016 году представил рекламу МегаФона.

О своем отношении к съемкам в рекламе артист говорит: "Я не считал и не считаю, что в этом есть что-то плохое. Но я фраернулся только однажды. Снялся в рекламе чистящего средства, и этой рекламы оказалось слишком много. И реклама стала негативно влиять на мою карьеру".

Личная жизнь

Личная жизнь актера, так же как и творческая, насыщена событиями. В молодости он состоял в гражданском браке с девушкой по имени Юлия. Отношения у пары не сложились, но роман имел продолжение – в 1995 году родилась дочь Соня.

Второй избранницей артиста стала известная пианистка Екатерине Сканави. Молодые люди зарегистрировали свои отношения. В семье родились двое сыновей (Алексей и Лев) и дочь Александра. Однако в 2009-м году союз актера и пианистки распался из-за новой любви Евгения - артистки Ольги Сутуловой.   

"Мы с Катей приняли совместное решение. У нее после нашего разрыва создалась чудесная семья. То есть получается, из одной несчастной мы сделали две счастливые. Я с детьми, мне кажется, общаюсь в два раза больше, чем общался, когда у нас с Катей была семья", - подчеркивает артист.

В 2015 году в одном из интервью Стычкин рассказал о детях и об отношениях с ними: "Отец я очень-очень строгий: выбора у меня просто нет. Для того, чтобы дети выросли в конце концов в нормальных людей, их надо воспитывать, особенно мальчиков, достаточно строго. Ни мама, ни те, кто их окружает, на эту строгость не способны. Если бы у меня была возможность проводить с детьми больше времени, пряники и кнуты чередовались бы чаще. Но из-за работы мы видимся не так много, как хотелось бы, и потому папа является для них олицетворением порядка и правил. К сожалению! Гораздо приятнее баловать их, но я не имею на это права.

Старшей, Соне, недавно исполнилось двадцать, учится на факультете тележурналистики у Владимира Молчанова. Леша, ему пятнадцать, играет на скрипке, много выступает. У нас даже есть с ним совместный спектакль "Дядя Степа — великан", его поставил Феликс Михайлов. Лева не стал играть ни на каких инструментах. Он пока в поиске. Очень талантливый, быстро и блистательно делает то, что ему интересно, и совсем не может себя заставить делать то, что неинтересно. А младшая, Саша, ей одиннадцать лет, — пианистка. В этом году у Саши четыре больших концерта с оркестром Владимира Спивакова".

Сохранив добрые отношения, актер оставил семью ради нового брака. Его нынешняя жена - Ольга Сутулова. "Мы с Олей поженились в 2012 году в компании одного моего друга и собаки. А потом, уже позже, гуляли свадьбу в Греции, венчались в греческой церкви", - откровенничает Евгений.

Интересный факт

Актер издал книгу мемуаров своей бабушки. Он делится: "Бабушка была дочерью царского генерала, пережила революцию, нэп, войну. Я нашел эти мемуары и подумал, что должен их издать. Главным образом, для детей сохранить ее воспоминания и историю семьи. Помимо бабушкиной книги, у меня есть полное генеалогическое древо, я могу поколений на семь довольно точно проследить все, что происходило со всеми моими предками".

Интервью

О профессии

"В нашей профессии скромность точно никому не нужна. Но и такая наглость, которую я имел в юности, тоже, наверное, перебор".

"В тот момент, когда я поступил во ВГИК, я ничего не решал - чистая случайность, судьба, шанс. Потом я понял, что нет на свете ничего, что приносило бы мне столько радости, или почти ничего. Ты примеряешь на себя судьбы и характеры разных людей. Что может быть прекрасней? Ужасно, что это скорее женская профессия, основанная на желании нравиться. Еще это подчиненная профессия - нас выбирают, нам предлагают работу, это оскорбительно. А если не выбирают, вообще - кошмар. Так что, если кто хочет попробовать, семь раз подумайте".

"Я влюблен в мою профессию - мне все нравится".

"Когда я заканчивал институт, Альберт Леонидович Филозов, мой мастер (я учился у Филозова и Джигарханяна), сказал, что нужно набирать любые навыки! Что если Вы умеете бичом сбивать пепел с сигареты, стоящего в десяти метрах человека, то может быть, даже в совершенно не связанной с этим роли, при прочих равных, именно это заставит режиссера выбрать Вас, а не другого артиста. Поэтому я всю жизнь набираю сотни, казалось бы, ненужных навыков".

"Практически все, что я делаю вне работы, так или иначе связано с работой. Я довольно много занимаюсь разным спортом, но это тоже, так или иначе, связано с работой. Я хочу скакать на лошади в доисторических фильмах, я хочу владеть разнообразными восточными и не восточными единоборствами. Я слишком люблю свою работу, чтобы лимитировать себя из-за того, что мне лень себя развивать и совершенствовать".

"Я очень люблю работать с одним режиссером несколько раз, когда появляется возможность понимать друг друга с полуслова, как с Егором Барановым, например. Но я открыт и для новых предложений. Главное – талант, ум, компетентность. Я всегда спорю с режиссерами, мучаю их, переписывая сцены, засыпая предложениями. При этом самое большое удовольствие я получаю, когда режиссер может меня переубедить, когда он сильнее в аргументации, более мотивированный. Хорошо, когда ты можешь довериться режиссеру, потому что он точно знает, что делает".

"Я очень доволен своей профессией и считаю, что мало на свете профессий, которые бы приносили подобное удовольствие. Есть более достойные, более интересные, более денежные, но профессий, приносящих такое удовольствие, как профессия артиста, не много".

О кино и театре

"Я не представляю себе жизни без театра и кино. Без кино – в меньшей степени, у меня бывают периоды, когда я по нескольку месяцев не снимаюсь, и не переживаю по этому поводу, если у меня есть на что купить себе кусок хлеба. А без театра я не очень представляю себе свою жизнь. Это уже определенная наркотическая зависимость, от которой вряд ли возможно избавиться".

"В театре нужно потратить всего себя без остатка, и при этом счет за парковку будет выше зарплаты. А в кино будут и деньги, и слава, но если убрать из этой формулы театр, то, как актер, ты станешь выхолощенным, заштампованным. Кинематограф высосет тебя. Так что нужно умно комбинировать, медленно помешивать, и тогда получится порох".

О музыке

"Музыка очень важна для актерского настроя – она задает определенный внутренний ритм. Когда я снимался в "Апреле", режиссер Костя Мурзенко перед каждой сценой давал мне послушать какую-то запись. В фильме она потом не звучала, но, видимо, ее след оставался в пластике роли. И теперь я часто спрашиваю режиссеров о том, какая, по их мнению, мелодия соответствует моему персонажу".

О ролях

"Главная роль в жизни всегда та, которую ты в этот момент репетируешь или играешь. У меня нет задачи - перещеголять Сергея Безрукова в количестве сыгранных знаменитостей. Мне надоело играть комедии. Но это то, что часто предлагают, а работа приносит мне огромное удовольствие, и у меня не всегда хватает сил, чтобы отказаться".

"Если кто-то понравился в роли героя-любовника, ему все время их предлагают. Стоило мне сыграть одного подлеца, предложили еще семерых. Поэтому иногда можно согласиться сняться бесплатно в картине, чтобы сыграть то, чего ты никогда не делал. Исключительно для того, чтобы тебя увидели в ином качестве".

"Я потратил много лет на то, чтобы бороться с рамками, в которые меня пытались загнать: в силу фактуры, в силу стереотипов. Я, в общем, уже довольно жестко это амплуа расколотил на какие-то куски и разобрал на составляющие. Поэтому я теперь уже не знаю, кого я должен играть, где, как, и что для меня, что мне ближе. И в этом смысле, конечно, огромная заслуга режиссеров, с которыми мне посчастливилось работать".

"Всегда при выборе проекта самое главное — драматургия и команда. Сейчас стало не так важно, в полнометражное кино тебя приглашают или в телефильм, телефильм из шестнадцати серий, из восьми или из четырех. А вот что играть и с кем — это большой вопрос. Режиссер и актеры становятся твоей компанией на три, а то и на пять месяцев. Мы ведь работаем не только на результат. Это наша жизнь. И в этом смысле не стоит идти на компромисс, другой жизни у нас не будет".

"Я не беру проекты, зрителем которых я бы сам не хотел быть. Я хочу делать то, что мне самому и в процессе, и результате доставляет удовольствие. Это не значит, что я, таким образом, стопроцентно уберегусь от ошибок, но, по крайней мере, я придерживаюсь такого векторного направления".

"Проблема жанра и амплуа стара как мир, и с ней сталкиваются многие артисты. Мне хочется максимально отпрыгнуть в сторону от того амплуа, которое мне навязывают. Хочется играть высокую трагедию, Шекспира и тому подобное, а мне предлагают легкую комедию. И неизвестно, какой путь правильнее. Может быть, и не стоит так уж сильно стремиться уйти от того, что тебе дано, уйти от того амплуа, которое тебе диктует твой внешний вид, твой характер".

О сериалах

"Ради денег в сериалах сниматься вовсе не обязательно. Как совершенно не обязательно и не сниматься. Ведь сериалы – это наша жизнь. И сам процесс этой жизни должен быть в радость. Сделать в хорошей компании некий легкий телевизионный проект и прожить так полгода, может быть, гораздо приятнее, чем два года снимать какое-нибудь умное кино с людьми, которые тебе не близки. Ведь результат получает зритель, а нам достается процесс".

О признании

"Всегда ты благодарен за то, что твоя работа кем-то оценена. Значит, она кому-то нужна. Конечно, приятно привезти маме и поставить какую-то красивую медную, бронзовую, серебряную, железную или деревянную статуэтку или бюст.

Быть оцененным кем-то из коллег, особенно теми, кого ты уважаешь, это тоже очень важно. Потому что мы же не всегда знаем, хорошо или плохо то, что мы делаем. То есть, если мы совершенно убеждены в том, что это - хорошо, значит, уже надо в клинику обращаться. Поэтому нужны какие-то иногда точки отсчета".

"Мне кажется, что единственный путь к успеху – это бесконечное самосовершенствование, как физическое, так и духовное. Есть огромное количество ролей, которые не требуют от актера особых физических навыков, но бедный внутренний мир в этой роли будет для него губителен. Составляющие успеха – это самосовершенствование и, обязательно, случай".

О спорте

"Если занятия спортом вошли в привычку, ты без них начинаешь просто вянуть. Так что это уже необходимо, чтобы быть в форме. Тягать тяжести лень, поэтому занимаюсь всякими восточными единоборствами, какое-то время занимался боксом. В юности увлекался тхэквондо, карате, немного ушу".

О себе

"Я, просто, удивительно упрямый баран. Мне кажется, что все на свете я знаю лучше всех, и я готов со всеми бороться за это утверждение. Я спорю с женой, спорил с отцом, спорю с режиссерами, спорю с детьми. Я – зануда".

"Мне кажется, что артист обязан смотреть, читать, писать. Нужно чем-то себя наполнять, иначе нечем будет делиться с публикой. В Москве у меня нет ни секунды свободного времени, поэтому я много путешествую и, когда выезжаю, могу ходить по музеям, читать, смотреть кино, слушать курсы. И я много слушаю лекций по психологии и по социологии".

"Я каждое утро "обнуляюсь". Ты можешь мне наговорить страшных гадостей, и мне будет обидно. А завтра я проснусь, и меня это больше не будет волновать. Я могу принять решение и больше не общаться с человеком, но обиды, злобы во мне не будет".

"Я воспитывался в балетной семье: моя бабушка, мама, тетя проработали всю жизнь в Большом театре. А эта профессия куда более безжалостная и конкретная, чем наша. И я привык, что никто не ходит вокруг да около и не говорит ненужных комплиментов. При наличии любви, внимания, нежности к объекту, можно и нужно говорить только правду. А все эти эмоции заставят тебя выбрать правильные слова".

"Профессия давно стала для меня единственной страстью. Я резал по дереву лет в двадцать пять, и мне это очень нравилось. Довольно много всего понаделал, но все это сгорело в пожаре, и с тех пор я больше резца и зубила не касался".

О чувстве юмора

"Вообще люди без чувства юмора вызывают у меня некоторое опасение. Потому что восемь из десяти слов, которые я произношу, несерьезны, наполнены иронией по отношению к тому, чем мы занимаемся, и вообще к мирозданию. И если человек все время на полном серьезе мне отвечает, то у меня нарушается связь. Идут помехи".

О комплексах

"Я был небольшого роста. Был и остаюсь. (Улыбается.) Я не выговаривал огромное количество разнообразных звуков. Вообще, когда меня принимали во ВГИК, мне сказали, что сейчас российскому кинематографу нужны герои. Ну, и поэтому я должен пойти на платное обучение. На платном — ничего, если платишь — нормально, любой гоблин может учиться. Конечно, я и с этим боролся, и с тем, что кто-то выше, кто-то красивее, кто-то лучше говорит, кто-то лучше танцует, кто-то моложе, кто-то сильнее.

Меня все это всегда раздражало и раздражает. Возможно, поэтому я много занимаюсь спортом, поэтому мне доставляет такое удовольствие самосовершенствование. Я хочу быть дальше, больше, быстрее - такие "веселые старты". Это то, на что я с радостью трачу жизнь".

О жизни и мечтах

"Мы приходим в этот мир сами по себе и уходим одни. С этим ничего нельзя поделать. По сути, ты никому ничего не должен, даже детям. Да, в восточной философии есть такое, что ты должен воспитать детей, проводить родителей. Но самое главное — это то, что ты должен самому себе. Нельзя потратить свою жизнь на то, чтобы быть несчастным. Как быть, если ты хочешь находиться в другом месте? В этом своем состоянии ты не нужен ни детям, ни жене. Значит, будь там, где ты хочешь!"

"Наверное, я - не мечтатель. Хотя, знаешь, я мечтал быть счастливым и чтобы все вокруг меня были счастливы. Это никогда не формулировалось ни в конкретную профессию, ни в материальные блага, ни в проживание в определенном климате или точке земного шара. Ведь счастлив не тот, кто богат, успешен или даже здоров, а просто тот, кто умеет быть счастливым".

Призы и награды:

  • Лауреат премии "Чайка" в номинации "Прорыв"—2000 за роль Чаплина в спектакле "Чарли Ча" (2000)
  • Приз за лучшую мужскую роль на КФ "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге (2002, фильм "Апрель")
  • Лауреат премии "Beauty Cinema Awards" в номинации "Тор-характер" (2010)

По материалам телеканала "Россия", Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, stychkin.com, stichkin.narod.ru, stuki-druki.com, thequestion.ru, 24smi.org, uznayvse.ru, fb.ru, vokrug.tv, ok-magazine.ru, womanhit.ru, otr-online.ru, emview.ru, peoples.ru, piter-m.ru, dteatr.ru.

Фильмография: Актер

  • Хождение по мукам (2017), сериал
  • Троцкий (2017), мини-сериал
  • Рок (2017)
  • Проклятие спящих (2017), сериал
  • Охота на дьявола (2017), сериал
  • Максимальный удар (2017) 
  • Гоголь. Начало (2017) 
  • Пятница (2016)
  • Клад (2016)
  • Фарца (2015), сериал
  • Обратная сторона Луны 2 (2015), сериал  
  • Измены (2015), сериал
  • Чернобыль. Зона отчуждения (2014), сериал
  • Разрывая замкнутый круг (2014)
  • Питер-Москва (2014), мини-сериал  
  • Игра. Реванш (2014), сериал 
  • Восьмидесятые-4 (2014), сериал
  • Саранча (2013)
  • Параллельные миры (2013)
  • Былое и Дума (2013), документальный
  • Соловей-Разбойник (2012)
  • Пираты Эгейского моря (2012)
  • Откровения. Реванш (2012), сериал
  • Золото "Глории" (2012)   
  • Диалоги (2012)
  • Белая гвардия (2012), сериал
  • Самоубийцы (2011)
  • Поединки (2011)
  • Про любоff/on (2010)
  • Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
  • Не надо печалиться (2010)
  • Москва, я люблю тебя (2010)
  • Ясновидящая (2009)
  • Случайная запись (2009)
  • Палата № 6 (2009)
  • Кошечка (2009)
  • Таинственный остров (2008)
  • Самый лучший вечер (2008)
  • Господа офицеры. Спасти императора (2008)
  • Ночные сестры (2007)
  • Любовь-морковь (2007)
  • Ленинград. Город живых (2007), мини-сериал
  • Контракт на любовь (2007)
  • День выборов (2007)
  • Флэш.Ка (2006)
  • Пушкин. Последняя дуэль (2006)
  • Один в новогоднюю ночь (2006)
  • Мустанг (2006)
  • День денег (2006)
  • Бункер, или Ученые под землей (2006), сериал
  • В круге первом (2006), сериал
  • Бесы (2006), сериал
  • Счастье ты мое (2005), сериал
  • Присяжный поверенный (2005), сериал
  • От 180 и выше (2005)
  • Котлован (2005)
  • Золотой теленок (2005), сериал
  • Греческие каникулы (2005)
  • Холостяки (2004), сериал
  • Слова и музыка (2004)
  • Парижская любовь Кости Гуманкова (2004)
  • Операция "Эники-Беники" (2004)
  • Медная бабушка (2004)
  • Молоды и счастливы (2004)
  • Даже не думай-2. Тень независимости (2003)
  • Ищу невесту без приданого (2003)
  • Антикиллер-2: Антитеррор (2003)
  • Ангел на дорогах (2003), сериал
  • А поутру они проснулись (2003)
  • Брак по расчету (2002)
  • Невозможно зеленые глаза (2002), мини-сериал
  • Апрель (2001)
  • Борода в очках и бородавочник (2001)
  • Обнаженная натура (2001)
  • Набоков. Машенька (2001)
  • Одна любовь души моей (1999)
  • Небо в алмазах (1999)
  • Самозванцы-1, 2, 3 (1998-2003), сериал
  • Ретро втроем (1998)
  • День полнолуния (1997)
  • Графиня де Монсоро (1997), сериал
  • Любить по-русски-2 (1996)
  • Хаги-траггер (1994)
  • Пчелка (1993)
  • Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
  • Фуфель (1990)