Борис Клюев

Дата рождения:

Место рождения:

Москва

Российский актер театра и кино, театральный педагог, профессор. Народный артист Российской Федерации. Член Правления Гильдии актеров кино России.

Биография

Борис Клюев – коренной москвич, родился во время Великой Отечественной войны в семье актера и бухгалтера. Его отец Владимир Федорович по окончании студии при театре Вахтангова работал в Театре драмы (предшественник "Театра на Таганке"). "Парень из тайги" - единственный фильм, где он снялся в массовке.

Борис рос в неполной семье – в четыре года он потерял отца, умершего от болезни сердца, но мама так и не вышла больше замуж. Актер делится: "Я считал, что защищая маму от новых мужчин, я сохраняю верность своему отцу. Стоило хоть одному мужчине появиться рядом с мамой, как я тут же на него яростно бросался с кулаками. Казус в том, что моей маме было всего 29 лет, когда она осталась вдовой. У нее впереди была вся жизнь. Но я ничего не мог с собой поделать, ибо считал, что поступаю правильно.

Конечно, я потом об этом очень жалел. Но скажу честно: по прошествии многих лет, наверное, я бы все повторил заново. Ощущение своего гнезда и долг памяти во мне сидели очень крепко".

О маме артист рассказывает: "Мама всегда умела отличать красивое от некрасивого. Я верил ей. Она очень любила театр и искусство. Мама работала бухгалтером в доме Союза композиторов, в связи с чем у меня всегда были контрамарки, и я часто ходил на концерты. От мамы мне достался характер. Папа был мягче".

Семья Клюевых жила рядом с Патриаршими прудами, где и прошло послевоенное детство Бориса. "Я был предоставлен двору, только двор занимался моим воспитанием: и выпивал, и курил, и ходили драться на разборки, и ходили стекла бить... Я не хотел учиться, меня тянули в воровские компании", - признается актер.

Однако гены, унаследованные от отца, взяли свое, уже в старших классах Борис твердо решил, что станет актером. Такому выбору профессии поспособствовало и участие в школьном спектакле "Чертова мельница".

Артист уточняет: "Благодаря этому спектаклю я познакомился с народной артисткой РСФСР Клавдией Михайловной Половиковой (мамой знаменитой Валентины Серовой). В моей школе училась ее внучка. Этот спектакль имел невероятный успех, который стал маяком, проложившим нужный для меня путь. Мне было 12-13 лет, и у меня не было мыслей стать актером: я хотел пойти в торговый флот, дабы объездить весь мир. После "Чертовой мельницы" меня стали в школьном буфете пропускать без очереди – это был первый клич славы. Я записался в театральный кружок в Доме журналиста, и знаете, под чью власть я попал? (Это выяснилось лишь через много лет!) К человеку, с которым дружил мой ушедший отец-актер".

По окончании школы Борис решил пойти по стопам папы в Щукинское училище, но туда принят не был. В итоге по дополнительному набору поступил в ВТУ им. М.С.Щепкина на курс Ольги Николаевы Спирантовой.

Через год юношу забрали в армию. Борис Владимирович рассказывает: "Я из тех старых людей, кто уважительно относится к армии. Да, мне очень не хотелось идти служить – ясное дело. Но я не стал ничего глотать и биться головой об асфальт. В армию я отправился с томиком Шиллера и рулоном туалетной бумаги… И – парадокс судьбы: кино преследовало меня и в армии! – я попал в войсковую бригаду, которая участвовала в съемках "Войны и мира" (1967), где я в свое время пробовался на эпизодическую роль какого-то французика".

Отслужив три года, Клюев продолжил обучение в мастерской Леонида Андреевича Волкова. В 1969 году получил диплом об актерском образовании.

Театр

Сразу после окончания училища, Борис Клюев был принят на службу в Малый театр.

"На тот момент там блистало целое созвездие знаменитых актеров: Борис Бабочкин, Михаил Царев, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Михаил Кононов и многие-многие другие. Мы с Виталием Соломиным и Юрой Васильевым — молодые актеры — первое время торчали в массовке, как и положено. С Виталием Соломиным мы долгое время делили одну гримерку. Сложный, закрытый человек, но мы были хорошими приятелями. Вместе играли в "Горе от ума": он — Чацкого, а я — Молчалина", - вспоминает артист.

Среди театральных ролей, составляющих творческий багаж артиста, – Кудряш (“Гроза” А.Н.Островского), Муров (“Без вины виноватые” А.Н.Островского), де Гиш (“Сирано де Бержерак” Э.Ростана), Сергей Синицын (“Так и будет” К.М.Симонова), Иванов (“Фальшивая монета” М.Горького), Ломеллино (“Заговор Фиеско в Генуе” Ф.Шиллера), Лорд-канцлер Вильям-Каупер (“Человек, который смеется” В.Гюго), Шпекин (“Ревизор” Н.В.Гоголя), князь Янтарный (“Хищники” А.Ф.Писемского), Учитель философии (“Мещанин во дворянстве” Ж.Б.Мольера), граф Альмавива (“Преступная мать, или Второй Тартюф” П.О.Бомарше), герцог Бургундский (“Король Лир” У.Шекспира), Палач (“Убийство Гонзаго” Н.Йорданова), Наркис (“Горячее сердце” А.Н.Островского), граф Шенборн (“Царь Петр и Алексей” Ф.Горенштейна), Гуляр (“Делец” О.Бальзака) и многие другие.

За долгие годы служения мельпомене Борису Владимировичу приходилось принимать непростые решения: "У меня была ситуация, неизбежная для любого театра. Меняется руководство, приходит новая команда. Я попал именно в такую ситуацию, из-за чего оказался вне игры почти на 10 лет. Я отыгрывал только старые спектакли, новых ролей мне не давали. Именно в этот момент Иннокентий Смоктуновский позвал меня во МХАТ к Ефремову. Я три дня слушал ангела своей интуиции – и отказался. Не хотелось в новом коллективе, что называется, все всем доказывать с нуля. А здесь, в Малом – одевальщики, гримеры, костюмеры, пожарники, сантехники – все меня знают".

Актер бесконечно благодарен судьбе за то, что вырос на классике и имел возможность работать с выдающимися режиссерами и не менее выдающимися актерами.

В настоящее время Борис Клюев – один из мэтров блистательного Малого театра. Он выходит на сцену в роли любителя женщин Крутицкого (“На всякого мудреца довольно простоты” А.Н.Островского), легкомысленного франта Лавра Мироновича (“Последняя жертва” А.Н.Островского), “игрока в летах” Чекалинского (“Пиковая дама” А.С.Пушкина), налогового воротилы Фромантеля (“Как обмануть государство” Л.Вернея и Ж.Берра).

В число самых "дорогих" для актера театральных работ входит современная постановка "Маскарада". Артист уточняет: "Я благодарен театру за то, что он позволил воплотить мою мечту – дали мне возможность сыграть Евгения Арбенина в "Маскараде" лермантовском. "Маскарад" требует полной отдачи, очень сложный текст. Текст, написанный почти двести лет назад, сейчас очень сложно произносить, приходилось простраивать линию героя. У меня был даже момент отчаяния, я хотел отказаться. Мне казалось, это вершина, которую я не смогу покорить. Но секундная слабость заставила меня собраться. Я сказал: "Чтобы я – да уступил? Никогда в жизни, русские не сдаются".

Кинематограф

В кино актер дебютировал в конце 60-х в роли немецкого офицера в фильме Виллена Азарова "Конец "Сатурна". Затем сыграл депутата Государственной Думы Шульгина в исторической ленте "Крушение империи" и князя Бельского в "Хождении по мукам".

"Три мушкетера"

Всенародная известность к артисту пришла с выходом на экраны одного из самых популярных приключенческих фильмов конца 70-х "Д'Артаньян и три мушкетера", снятого режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.

Это замечательная музыкальная картина, созданная по знаменитому роману Александра Дюма. Четверо друзей - мушкетеров спасают честь королевы Франции, вступают в единоборство со всесильным кардиналом Ришелье и коварной Миледи, а главное - наслаждаются жизнью.

Борис Владимирович исполнил роль импозантного, изысканного графа Рошфора. О работе в фильме он рассказывает: "Порой ты можешь сняться в гениальном, как тебе кажется, кино с отличными партнерами и у выдающегося режиссера, а фильм пройдет незамеченным. И наоборот: не ждешь ничего, а картина выстреливает. Именно так было с фильмом "Д’Артаньян и три мушкетера", роль в котором - графа Рошфора - принесла мне первую популярность. Никто не думал, что ленту так полюбят зрители! А благодаря этой картине у меня появилась куча поклонниц".

Популярности актеру добавил филигранно созданный образ Майкрофта Холмса, родного брата знаменитого сыщика, в серии фильмов "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" Игоря Масленникова.

"ТАСС уполномочен заявить"

В череде военных, чиновников, знатных особ и знаменитостей, сыгранных артистом в 80-е годы, стоит отметить самую звездную роль – шпиона Трианона в приключенческом телесериале "ТАСС уполномочен заявить" Владимира Фокина. Политический детектив по мотивам повести Юлиана Семенова о деятельности советской контрразведки, пытающейся предотвратить организованный ЦРУ переворот в одной из африканских стран, дружественно настроенной к СССР, и разоблачившей в Москве американского агента.

Вместе с артистом в картине играли такие мэтры отечественного кинематографа, как: Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Вахтанг Кикабидзе, Алексей Петренко, Георгий Юматов, Ирина Алферова, Ивар Калныньш, Леонид Ярмольник и другие.

Актер об участии в фильме: "Мою самооценку и мою жизнь изменил "ТАСС уполномочен заявить...". По иронии судьбы, я чуть было не отказался от этой роли – все-таки играть шпиона в СССР было не совсем выгодно для репутации. И я колебался: боялся будущих проблем. Но внезапно меня окатил абсолютно непонятный и ошеломляющий успех".

Во время работы над образом командира корабля фон Грапфа в историческом фильме Александра Муратова "Моорзунд", снятого по роману Валентина Пикуля, Борису Клюеву удалось некоторым образом реализовать свою детскую мечту - служить на флоте. "Однажды я, по сути, "пережил" свою несостоявшуюся профессию", - уточняет артист.

"Гений"

Необычная роль гомосексуалиста досталась актеру в перестроечной ленте Виктора Сергеева "Гений" с Александром Абдуловым, сыгравшим изобретателя Ненашева. В то время картина была лидером видеопроката отечественных фильмов по Москве.

Сергей Ненашев - талантливый физик-электронщик, вынужден из-за создавшейся в стране ситуации податься в бизнес. Так как прожить на зарплату ученого невозможно, он работает директором образцового овощного магазина.

Помимо этого безобидного занятия, Сергей имеет "криминальное" хобби. Он, используя свои гениальные изобретения, шантажирует богатых бизнесменов, наживших капитал нечестным путем. Конечно, его деятельность привлекает пристальное внимание милиции и мафии. До поры до времени Сергею удается уйти и от тех, и от других…

О своем герое артист говорит: "Вы удивитесь, но за эту роль я получил приз зрительских симпатий. Когда проходил показ фильма в Доме кино, люди рыдали от смеха. Мой товарищ, режиссер Витя Сергеев, пригласил меня на съемки, не уточнив, какую роль для меня приберег. А я сразу и не сообразил, кого буду играть. Ну, а когда понял, поздно было отказываться. И сыграл этого тайного гомосексуалиста Архипова с юмором. Ну, раз уж выпало такое "счастье", пускай будет смешно".

Актер запомнился зрителям также в таких фильмах, как: “Михайло Ломоносов” (Григорий Орлов), “Жизнь Берлиоза” (Вагнер), “Крушение империи” (Шульгин), "Конец операции "Резидент" (агент Боб Стюарт), "Отряд специального назначения" (гауптштурмфюрер СС Мартин фон Гитель), "Раскол" (Великий князь Сергей Александрович), "Шизофрения" (Лазовский) и многие другие.

В нынешнем веке Борис Клюев оказался весьма востребован у режиссеров популярных сериалов: "Марш Турецкого", "Каменская-2", "Бальзаковский возраст, или все мужики сво...", "Земский доктор. Продолжение", "Вероника. Беглянка", "Семейные обстоятельства", "Братья по обмену", "Улицы разбитых фонарей".

"Воронины"

В последние годы очередной всплеск популярности Бориса Владимировича связан с сериалом “Воронины”, в котором он играет центрального персонажа, сурового главу семейства Николая Петровича Воронина, сумасброда и домашнего тирана, при этом на редкость обаятельного человека. Эта работа принесла актеру в 2012 году приз “ТЭФИ” за лучшую мужскую роль.

"Воронины" - адаптация американского ситкома "Все любят Рэймонда". История о молодой семье: Косте, Вере и их детях - пятилетней дочке и маленьких сыновьях - близняшках, а также ближайших родственниках - родителях Кости и его старшем брате Лене.

О роли актер поведал: "Николай Петрович Воронин – собирательный образ, объединивший людей, которых я хорошо помню по коммуналкам. Отец Ворониных напоминает о тысячах и тысячах отцов советского периода. Ворчливый папаша – некое воспоминание о московских дворах, по которым разгуливали, как павлины, люди в тренировочных штанах за 7 рублей. Это о том, как дяди во дворах играли на столах, обитых цинковым железом, в домино и в карты. Это проживание заново некоего коллективного прошлого, своего рода дань "пожелтевшей" памяти. И, между прочим, чтобы там зрители не думали, простачка Воронина играть труднее, чем изысканных аристократов!

Играя Воронина, я ушел дальше всего от себя самого. Благодаря роли Воронина в, казалось бы, обычном сериальчике, я начинаю понимать, что становлюсь мастером. Профессиональная работа над таким образом, как отец Кости и Лени Ворониных, свойственна только человеку зрелому".

В новом проекте телеканала "Россия" - грандиозной саге Алексея Андрианова "Годунов" - Борису Клюеву вновь предложили исполнить одну из ведущих ролей - Митрополита Дионисия.

Всего в фильмографии актера насчитывается около 200 ярких, разнохарактерных ролей.

Озвучивание

Помимо съемок в кино Борис Владимирович практически ежегодно принимает участие в озвучивании зарубежных картин и мультфильмов. Их на счету актера около сорока.

Его работа в дубляже началась еще в советский период с американских анимационных фильмов "Спасатели", "Оливер и компания", "Русалочка". С появлением на экранах бразильских сериалов голосом актера заговорили герои "Рокового наследства", "Во имя любви", "Вавилонской башни", "Воздушных замков".

В 2000-х артист озвучил знаменитого "Властелина колец", триллер Тома Тыквера "Парфюмер: история одного убийцы", боевик Антуана Фукуа "Стрелок", историческую драму Тома Хупера "Король говорит!" и другие картины.

На вопрос, зачем столь востребованному актеру заниматься дубляжем, он отвечает: "Я считаю, что как пианист должен играть каждый день гаммы, так и артист должен постоянно себя разминать, причем, везде. Это мое кредо, поэтому я стараюсь работать везде. Стараюсь ни от чего не отказываться".

Педагог

Борис Владимирович – талантливый педагог, профессор ВТУ им. М. С. Щепкина. Многие годы заведует кафедрой актерского мастерства и является художественным руководителем двух курсов.

Высокую оценку учительскому дару Клюева дала его сподвижница - известная актриса Элина Быстрицкая: "Когда я стала преподавать, я его привлекла к педагогике. Он очень хорошо этим занимался. Я думаю, что он это делает лучше, чем я".  

Сам актер об этой непростой работе рассказывает: "Я очень давно занимаюсь преподавательской деятельностью, меня практически сразу же оставили после окончания. Для студентов я – авторитет, сэнсэй и учитель. Ко мне все обращаются с уважением в голосе и подобострастием, и больше никаких выяснений отношений нет. Они меня уважают, любят, я с ними предельно честен во всем, что касается профессии. Я очень строгий, и им это очень нравится! Мое кредо таково, я всегда говорил: меня не надо любить, но меня нужно уважать".

Профессор Щепкинского училища, вырастивший уже не один курс, по отечески относится к своим ученикам. Одним - оплачивал обучение, не позволяя из-за финансовых проблем пропасть таланту, других - защищал в суде. Некоторые студенты за глаза так и зовут его папой.

"Прежде всего, я учу молодых артистов тому, что никто в этой профессии их не ждет, - делится Борис Владимирович. - Ничего хорошего они не увидят. Только зависть, предательство, обман. И к этому они должны быть готовы. Никаких соплей – постоянно воля, воля, воля. И все время – преодоление. Никогда не искать вины в других – только в себе. Почему не получилось – все время анализируй, все время расти. Вот это необходимые качества для актеров.

Но птица удачи хоть раз в жизни к тебе обязательно прилетит. Вопрос в том, будешь ли ты готов к этому. Актеров-неудачников не существует – все претензии человек должен предъявлять к себе. Это как сказочный богатырь перед камнем судьбы на картине Васнецова".

Личная жизнь

Актер был трижды женат. По словам его близкого друга детства – поэта и драматурга Михаила Шаброва, это были не три брака, это - две ошибки и один брак.

В середине 70-х артист встретил свою третью избранницу, с которой счастлив до сих пор. Виктория была далека от театрально мира, она – спортсменка. "Моя супруга не актриса, и я этому только рад", - признается Клюев.

Артист долго завоевывал будущую жену. О романе с ней рассказывает: "Был день рождения моего друга, ее пригласили. Я пришел, увидел и понял, что это моя женщина. Сердце подсказало какие-то вещи… Она была замужем, была семья, муж, это все было так непросто".

Как показало время, "игра стоила свеч". Виктория всегда была мужу поддержкой, особенно в самый тяжелый момент жизни, когда погиб его единственный сын (от первого брака), ему не было и тридцати.

В одном из интервью Борис Клюев поведал о своем представлении о семейных ценностях: "В семье главное, чтобы был только один лидер. Есть мужчины, которые с удовольствием подчиняются женщине. А есть те, кто этого не приемлет. Я отношусь ко вторым. Как я сказал, так и будет. Потому что я несу ответственность за семью, обеспечиваю ее, принимаю решения. Но при этом, безусловно, с уважением отношусь к роли женщины в браке.

Самой природой так устроено, что именно женщины создают семейный очаг и заботятся о нем. Многое в отношениях зависит от женщины, от ее поведения. К мужикам ведь мудрость приходит с импотенцией. Да, любовь со временем уходит, но остается уважение друг к другу, привязанность. И этого порой вполне достаточно, чтобы сохранить семью".

Интересные факты

  • Актер любит дорогие брэнды Pioneer и Armani, автомобили марки Мерседес, Бентли и Роллс-ройс.
  • Предпочитает отдыхать в США – выходит с другом в океан на яхте. Артист уточняет: "Для меня хороший способ релаксации - море. Я отключаю телефон, жена остается заниматься своими делами на берегу - меня никто не отвлекает. При этом, несмотря на комфортность путешествия - все блага цивилизации на яхте к твоим услугам - ты все равно один на один со стихией".
  • Увлекается разведением роз на своей даче под Звенигородом.
  • Играет в футбол и теннис. На протяжении многих лет был капитаном сборной Малого театра по футболу.
  • На рабочем столе актера стоит необычная фотография, которую он комментирует так: "У меня есть снимок моей грудной клетки. Всем мужчинам советую: как только начинаешь нервничать, поставь рентгеновскую пленку на письменный стол и посмотри, что у тебя не хватает ребра. Ты просил Господа Бога, когда тебе было скучно, сделать женщину? Тебе сделали. Ну и молчи тогда. Знаете, это очень успокаивает".

Интервью

О профессии

"Артист должен работать, а не ждать, когда его позовет гениальный режиссер. Актер, как пианист, который каждый день играет гаммы, обязан быть в рабочей форме. Так что те, кто называет сериалы низким жанром, лукавят. Скорее всего, им не предлагают в них сниматься. Популярность, которую дает телевидение, - это тоже часть нашей профессии. Не будет тебя в телевизоре - никто о тебе не узнает, хоть ты трижды хороший артист".

"Сегодня время дилетантов: священники играют в сериалах, сценаристы называют себя актерами. Есть телеканалы, забитые репризами, которые делают ребята из КВН. Они тоже называют себя артистами. Почему, с какой стати?

Актер - непростая профессия, ей нужно учиться. Смешно бывает, когда на съемки приходит молоденькая девочка - она еще ничего не сделала в профессии, но уже считает себя звездой. Но стоит ей выйти на съемочную площадку, любой хороший артист обведет ее вокруг пальца. С точки зрения профессии, она совершенно беспомощна - ничего не умеет, очень мало знает. Понты и предъявляемые ею райдеры никакого отношения к творчеству не имеют".

"Наша профессия подразумевает, что в себя нужно очень сильно верить. Она всегда зависит от "его величества Случая". Все-таки, это - работа творческая. Удача может возникнуть моментально из ничего".

"Я считаю, что профессию нашу надо любить. Если ты ее не будешь любить, она тебе отомстит".

"Актеры — они все-таки психологи. Когда работаешь над ролью, надо вскрывать характер. Поэтому я смотрю на человека, вижу его лицо и уже знаю о нем все".

"Для себя я всегда очень точно определял, что актер обязан быть популярным, он должен стремиться все для этого делать".

О ролях

"Любая роль – всегда поиск, и ты никогда не знаешь, что из этого получится. Мне сложно увидеть себя со стороны – в чем я наиболее удачен. Но роли могут и надоедать во время съемок – тот же Царев (фильм "Братаны"). Когда я отыграл его, я вдруг понял, что мне больше с ним делать нечего, и я попросил сценаристов его убить".

"Естественно, с моей внешностью трудно сыграть председателя колхоза где-нибудь в Рязани. Это понятно, и амплуа еще никто не отменял, но в советское время, кроме немцев и интеллигенции или каких-либо эсеров, я больше ничего не играл. Но как только появилось понятие "порода", тут же все сразу вспомнили обо мне. Я переиграл огромное количество графов, маркизов и т. д."

Об актерской дружбе

"Допускаю, скорее, крепкие товарищеские отношения. А что касается дружбы, то сама актерская природа такова, что предполагает наличие в человеке таких качеств, как зависть, большие амбиции. Когда у тебя случается успех, не рассчитывай, что кто-то из коллег искренне ему порадуется".

О спорте

"В молодости занимался борьбой, баскетболом, легкой атлетикой, футболом. С актерами Театра им. Маяковского мы основали турнир по футболу, в котором играли не только артисты, но и команды правительства, таможни и банкиров. По результатам этих встреч, признаюсь без ложной скромности, у меня скопилось немало спортивных призов. Я бы и сейчас продолжил играть, но не хватает времени".

О себе

"Признаться, я не сторонник внезапных перемен в жизни. Все, что я делал резко, не получалось. Поскольку я слишком эмоционален, вынужден себя сильно сдерживать".

"Времени катастрофически не хватает: съемки, театр, работа со студентами... И на самом деле мне нравится столь плотный график - мне комфортно в состоянии, когда много работы. Единственное желание, которое возникает порой, - уехать на дачу и проспать там во дворе, под каштанами, пару-тройку дней".

Награды и звания

  • 1989 - Заслуженный артист РСФСР
  • 1999 - Орден Дружбы за большой вклад в развитие отечественной театральной культуры и в связи со 175-летием Государственного академического Малого театра России
  • 2002 - Народный артист Российской Федерации
  • 2007 - Почетный работник культуры Кузбасса
  • 2008 - Ежегодная театральная премия "Московского комсомольца"
  • 2008 - Орден Почета за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2010 - Лауреат премии "Звезда Театрала" в номинации "Кольцо Сатурна"
  • 2011 – Лауреат премии "Звезда Театрала" в номинации "Лучшая роль второго плана"
  • 2012 - Премия ТЭФИ в номинации "За лучшую мужскую роль" за роль в телесериале "Воронины".
  • 2015 - Почетная грамота Президента Российской Федерации за заслуги в развитии культуры, образования, науки, подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю плодотворную деятельность

По материалам телеканала "Россия", Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, mk.ru, glamlemon.ru, polesnointeresno.ru, tele.ru, tagankateatr.ru.

Фильмография: Актер