О проекте Иван Васильевич меняет профессию. Х/ф

Эксцентрическая комедия снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич".

Инженер Тимофеев (Шурик), знакомый зрителям по предыдущим лентам Леонида Гайдая, в этом фильме - изобретатель, сконструировавший в своей обычной московской квартире из подручных средств машину времени.

В результате поломки чудо-аппарата управдом Бунша и вор Жорж Милославский, волею случая оказавшиеся в квартире инженера, попадают в далекий ХVI век, во времена Ивана Грозного, а царь Иван Васильевич перемещается в XX век. Интрига становится интереснее, когда оказывается, что товарищ Бунша чрезвычайно похож на великого государя Ивана Грозного...

Юрий Яковлев блестяще сыграл обе роли - управдома и царя всея Руси.

Интересные факты

В ходе съемок картину дважды закрывали по идеологическим соображениям. Первый раз это сделал главный редактор Госкино Сытин, сказав, что не позволит насмехаться над Иваном Грозным и выставлять его дураком. "Режиссер его убеждал: это даже не царь, это управдом под видом царя, - вспоминает сценарист Бахнов. - Нет, все равно: на царя падает тень..."

Когда фильм был сделан, каждая из многочисленных инстанций убирала какую-нибудь хорошую шутку. Например, когда милиция допрашивает царя, у него спрашивают: "Где живете? Адрес, я спрашиваю?" - "Москва. Кремль". Кремль отстояли на первой инстанции, на второй, на третьей уже не смогли - "это ведь святые для каждого слова, а вы смеетесь"... Пришлось заменить на "палаты".

Юрий Яковлев рассказывает, что это он предложил эпизод, когда из-под царского подола вдруг предательски выглядывают нецарские носки и ботинки.

Куравлев придумал вложить в руку своего Милославского пачку "Мальборо". Актер знал, что Гайдай очень любит эти заморские сигареты... Кстати, ручку с раздевающейся девицей - реальный подарок режиссеру, привезенный из-за границы, - ради хохмы включили в фильм: Милославский дарит ее шведскому послу.

Владимир Этуш вспоминает, что в эпизоде, когда он жалуется овчарке на лестничной клетке: "Украли магнитофона - три... куртки - три", - его голос дрожал действительно от страха. Перед съемкой он поинтересовался: "Собака не цапнет, она ж без намордника?" И ему ответили: "Вообще-то может!"...

Наталья Крачковская натерпелась еще большего страха. Она должна была действительно перелезть к Ивану Васильевичу через балкон, хотя жутко боялась высоты. Гайдай пошел на хитрость: пообещал, что каждый ее шаг будет страховать бригада, подсаженная в малярную люльку этажом ниже, и посоветовал Крачковской не смотреть вниз. Наталья Леонидовна перекинула ноги через перила, все же посмотрела вниз и, не увидев люльки, потеряла сознание. К счастью, ее успели подхватить и втащить обратно.

Москву времен Ивана Грозного снимали в Ростове Великом - ростовский белокаменный Кремль в отличие от московского сохранился с дотатарских времен без переделок. После съемок киношники подарили "мосфильмовские" наряды музейным работникам, которые теперь встречают в этих одеждах гостей. (По материалам "Комсомольской правды")

Наталья Крачковская: "Потом я стала любимой актрисой Гайдая. Он очень дорожил моими формами. На съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" я заболела и похудела. И мой любимый режиссер тут же назначил мне "диету": "Будешь есть на завтрак мясо, на обед - три тарелки борща, а на ужин - оладьи с медом и с маслом". Буквально через неделю я пришла в форму. А зрители так и не узнали, что моей Ульяне Андреевне грозило резкое похудание".

Наталья Селезнева: "Мне ближе Зиночка, которая возвращается к мужу. Я специально попросила режиссера, чтобы у меня были очки, зализанные волосы и никакой косметики. Никогда не боялась выглядеть на экране некрасивой. Наоборот, даже получаю от этого удовольствие".

Режисcер: Леонид Гайдай
Композитор: Александр Зацепин
Текст песен: Леонид Дербенев
В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская, Сергей Филиппов, Эдуард Бредун, Валентин Грачев, Наталья Гурзо, Савелий Крамаров